Дебей, хотя и молодой, тем не менее, деловитый. Ему помогает отец, тоже бывший ученик Давида. Оба художника скрупулезно зарисовывают и статую и все другие находки. Среди них, конечно, и постамент, который состоял из двух мраморных плит. На постаменте надпись: какие-то греческие буквы.
Ни тот, ни другой не понимают ни слова по-гречески, но, само собой, копируют и надпись.
Спустя некоторое время рисунок Дебея (оригинал переслали Давиду) приобрел широкую огласку. Специалисты читают и, себе на удивление - надпись сохранилась не полностью, нет первых букв,— обнаруживают, что какой-то, то ли Александр, то ли Агессандр, сын Менида из Антиохии, сделал это. «Это» может касаться пьедестала.
Но, быстрее всего, все-таки статуи.
А как же тогда с Праксителем? Со Скопасом?
...Кое-кто из ученых хочет собственными глазами убедиться, как выглядит надпись на пьедестале, тем не менее, хранители - Персье и Фонтену - объявляют: его нет. Они не знают, куда девался пьедестал. И вообще, возможно, что Дебеи стали жертвой оптического обмана.
Удивительно? Безусловно. И именно тогда рождается еще одно толкование: пьедестал действительно был, была и надпись. Но это, наверное, подпись давнего реставратора.
Реставратора? А что именно реставрировали в древности у Венеры Милосской?
- Руки,- отвечают сторонники этой теории.- Первоначальное положение рук было совсем другим.
Другое сравнительно с чем? Ведь рук у нее, собственно, и нет!
...Последнее, кстати, не совсем так. Мы уже упоминали о фрагментах. К ним принадлежали и два обломка левой руки: кусок предплечья и кусок кисти с остатками пальцев, в которых было стиснуто небольшое яблоко.