Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Из переписки естествоиспытателя


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка 'Все, кроме Как делать открытия. Выпуск 13

В каталог


Рассылка
''Из переписки естествоиспытателя''
(rest.interesting.triz)

Выпуск № 13. -- 14 апреля 2003 г. -- Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru -- ancondratyev@peterlink.ru

Здравствуйте, дорогие науковеды!

Сегодня:

1. О съезде Международной Ассоциации ТРИЗ.

2. ''Насекомые'' Анатолия Семенцова

СВЕРШИЛОСЬ !

На съезде МА ТРИЗ планируется: ''Второе направление работы конференции будет посвящено научным разработкам и подготовке исследователей''.

А теперь всё информационное письмо о съезде:

Международная Ассоциация ТРИЗ International TRIZ Association

E-mail: matriz@karelia.ru

http://matriz.karelia.ru

На заседании Президиума МА ТРИЗ было принято решение о проведении III съезда МА ТРИЗ и конференции МА ТРИЗ «Развитие системы подготовки специалистов, преподавателей и исследователей по ТРИЗ» в г. Петрозаводске.

Дата проведения: 17 июля – день заезда и проведение съезда. Тематика и порядок проведения съезда будут сообщены дополнительно Членам МА ТРИЗ. Конференция пройдет 18-19 июля; 20 – закрытие конференции и отъезд.

Оргкомитет съезда и конференции: М.С. Рубин (руководитель), А.Б. Селюцкий, А.В. Тригуб.

Редакционная коллегия конференции: М.С. Рубин, Ю.С. Мурашковский, А.А. Гин

Спонсоры конференции: Мастер ТРИЗ В.К. Белильцев (г. Воронеж). Карельский филиал Северо ападной академии Государственной службы предоставляет зал, учебные классы и технику для проведения съезда и конференции. К моменту проведения конференции могут появиться новые спонсоры.

Название и тематика конференции: «Развитие системы подготовки специалистов, преподавателей и исследователей по ТРИЗ ». В рамках конференции предлагается обсудить систему аттестации и сертификации в МАТРИЗ, стандарты на обучение, программы обучения, внедрение ТРИЗ в государственную систему образования. Предлагается также организовать секцию по научным разработкам в ТРИЗ.

На конференцию можно представлять три типа работ (статей, докладов):

1. По созданию системы подготовки кадров по ТРИЗ (учебные программы, различные формы подготовки кадров, аттестация и сертификация, стандарты на обучение, диагностика, общепринятая терминология, методы контроля знаний и навыков, конкурсы и т.д.). Материалы по этой тематике будут обсуждаться на конференции. Возможна организация круглых столов по отдельным направлениям. На конференции будет подготовлена резолюция с предложениями по формированию и развитию системы подготовки специалистов, преподавателей и исследователей по ТРИЗ.

2. Второе направление работы конференции будет посвящено научным разработкам и подготовке исследователей. Работы по этому направлению также будут публиковаться в материалах конференции. Это направление конференции будет курировать Мастер ТРИЗ Ю.С. Мурашковский. Информацию о том, как будет организована работа этой секции будет рассылаться дополнительно.

3. Организаторы конференции готовы принять к рассмотрению любые статьи и тезисы материалов по ТРИЗ, не связанные с основной тематикой конференции. Эти работы по решению редакционной коллегии могут быть размещены в виде стендовых докладов и на сайте МА ТРИЗ. По согласованию с редактором Журнала ТРИЗ А.Б. Селюцким часть материала может быть отобрана для размещения в очередном номере Журнала ТРИЗ. Материалы на конференцию принимаются только в электронном виде.

Для публикации в материалах конференции принимаются тезисы докладов в формате Word. Объем тезисов до 3-х страниц. Название доклада, ФИО автора, город и аннотацию в объеме 2-4 строчек необходимо обязательно представить на русском и английском языках. Сами тезисы докладов можно представить на русском или английском языках.

Кроме тезисов, на конференцию могут быть представлены и другие материалы в электронном виде в форматах Word, html-файл или Power Point на русском или английском языках. В случае предоставления материалов только на английском языке в обязательном порядке должна быть представлена аннотация к ним на русском языке.

Тезисы и другие материалы к конференции необходимо высылать по адресу: matriz@karelia.ru до 25 мая 2003 года.

Заявки на очное участие в работе конференции необходимо высылать до 1 мая 2003 года. В этом году отмечается 300-летие г. Петрозаводска, необходимо заранее заказать места в гостинице и в общежитии. Стоимость проживания и возможные варианты размещения будут сообщаться дополнительно.

Взнос за участие в конференции: 200 рублей. Участники, представившие доклад, могут освобождаться от взноса решением оргкомитета.

При необходимости мы готовы предоставить дополнительную информацию.

Исполнительный директор МА ТРИЗ М.С. Рубин.


Дорогой исследователь. Надеюсь, ты не упустишь шанс! Жду Вас на съезде!


2. ''Насекомые'' Анатолия Семенцова.

Подписался на ФИДОшную ТРИЗовскую конференцию. Долго просто читал, не писал.

 Но вот увидел там письмо Анатолия Семенцова о насекомых. Очень понравилось. Решился написать в конференцию.

Несколько раз пытался. Что-то не получается. Написал письма модератору о помощи. Пока всё утрясается, отвечаю здесь, в рассылке:

Здоровья Вам, Счастья и Процветания, All!

Как-то Виктор Тимохов читал нам лекцию по ТРИЗ, и упомянул про "Рыбу"
Исивавы.
Я до рыбы не дотянул, но кое-какие "насекомые" есть.;-)

Хочу вынести на ваш суд некоторые свои идеи.
Идея относится к более глубокому пониманию свойств вещества или предмета,
протекания процесса, их взаимосвязи.
Сразу предупреждаю, что идея очень сырая и _пока_ её не критикуйте, а
поищите как её улучшить, примените в своей работе, оцените.
Эта идея родилась в процессе объяснения разных свойств протекания процессов
и анализа их сильных и слабых сторон.

Перечислим все свойства и качества объекта и запишем их в список.
Затем проведём сортировку этих качеств следующим образом:

1. "Бабочка"

Рассмотрим, к примеру, свойства кирпича.

Випишем _все_ параметры кирпича.
Допустим это следующие: мягкий, прямоугольный, плотный, острый (Края),
красный.
В центре листа нарисуем объект- кирпич, а затем, с левой стороны выпишим
его отрицательные качества (допустим, по условию задачи), количества, а с
правой стороны- его положительные качества.
Потом заносим их на рисунок

Вот как это выглядит:

 

 мягкий
\
\ прямоугольный
\____ /
| | /
| 1|/--плотный
| |\
---- \
/ \ красный
/
острый/

html у меня не получается изобразить. В общем, во все стороны торчат качества)

1.- Объект- "Кирпич"

Далее производим достройку до симметрии:
Hапример: мягкий- твёрдый, красный- синий(Или бесцветный) и т.д.
Hа этом этапе желательно ужесточить или расширить критерии критериев.
Hапример: красный- инфракрасный. (Может и не удачный пример для
кирпича, но думаю идея понятна)


мягкий твёрдый
\ /
круглый \ / прямоугольный
\ \____/ /
\ | | /
рыхлый --\| 1|/--плотный
/| |\
/ ---- \
синий / / \ \ красный
/ \
тупой / \ острый

То же. Противоположные качества торчат.

Получились, как бы крылья "Бабочки".
Этот приём помогает "увидеть" положительные и отрицательные стороны
объекта- "кирпича", процесса и т.д., что позволяет более полно понять суть
процесса или объекта.

Продолжаем:

2.Паук

Соединяем между собой антагонистические параметры пунктирной линией.
Пунктирная линия указывает на то, что эти качества, как бы "плавно"
перетекают из одного в другое. (Допустим 10 бальная шкала)


мягкий----------твёрдый
\ /
круглый-\------/- прямоугольный
\ \____/ /
\ | | /
рыхлый --\| 1|/--плотный
/| |\
/ ---- \
синий /-/----\-\ красный
/ \
тупой /_ _ _ _ \ острый


Получается "паук" который сидит в паутине, а его качества меняются от того
в какое место он поставит свои лапки.

ИМХО, получился сплав оператора РВС (Размер, Время, Стоимость) и метода
фокальных объектов.
Притом оператор РВС не жёсткий, а меняется плавно, так, как нам надо для
понимания задачи.
..................................
Давайте "покачаем" идею.
ИМХО, она интересна, как для понимания каких-то процессов, так и для
обучения.

C уважением, Анатолий Семенцов.

 

Мой ответ:

Здравствуйте, все!

Пишу первый раз.
Представляюсь: Кондратьев Александр, 36 лет.
Занимаюсь русловыми процессами. Сайт http://bedload.boom.ru

Понравились "Насекомые" Семенцова.

AS> Перечислим все свойства и качества объекта и запишем их в список.
AS> Затем проведём сортировку этих качеств следующим образом:
AS> Рассмотрим, к примеру, свойства кирпича.
AS> Випишем _все_ параметры кирпича.
AS> Допустим это следующие: мягкий, прямоугольный, плотный, острый (Края),
AS> красный.
AS> В центре листа нарисуем объект- кирпич, а затем, с левой стороны выпишим
AS> его отрицательные качества (допустим, по условию задачи), количества, а с
AS> правой стороны- его положительные качества.
AS> Соединяем между собой антагонистические параметры пунктирной линией.
AS> Пунктирная линия указывает на то, что эти качества, как бы "плавно"
AS> перетекают из одного в другое. (Допустим 10 бальная шкала)

Вот какими мыслями в связи с этим хочется поделиться:

(Отрывок из статьи "Приём решения научных задач "Переступить
пределы"") http://bedload.boom.ru/MyPapers/26.htm

=====
Основоположник Теории решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллер
в 1960 году написал свою знаменитую статью, посвящённую методике
научной работы:
[ Альтшуллер Г.С. Как делаются открытия (мысли о методике научной
работы), Баку, 1960, 11 с., (001.894.068 А58). Рукопись деп. в
ЧОУНБ № 685. ]

Пункт 18 в статье гласит: “Следующий по сложности приём – обращение
внимания на
белые пятна за пределами известных явлений. Пример. Исследования
Бриджмена в области ранее недоступных высоких давлений привели к
открытию новых модификаций льда”.

То есть необходимо искать явления за пределами набора известных
явлений.
Для этого удобно пользоваться такой последовательностью мыслительных
действий:
1. Найти причинную ось, которой связаны изучаемые явления. (разные
места лапки)
2. Выстроить известные явления по этой причинной определяющей оси.
(нити паутины)
3. Далее надо посмотреть белые пятна на самой оси, выяснить, какие
факты не укладываются
в рассматриваемую причинную ось, и какие новые явления могут быть
такие, у которых характеристики ещё более большего и менее меньшего:
А) “Белые пятна”. У Альтшуллера в пункте 17 по этому поводу написано:
“Несколько более сложный приём - обращение внимания на белые пятна
в пределах
уже известных явлений. В этом случае тоже ищут аномалии – в
пределах уже исследованного
диапазона температур, давлений, расстояний, скоростей и т.д.”
Б) “Лишний элемент”. Выяснить, какие факты не укладываются в
рассматриваемую причинную ось.
В) “Переступить пределы”.
=====

Фактически повторяю идеи "паука".

На что стоит обратить внимание (еще раз, вслед за Альтшуллером и
Семенцовым)
1. Выбирать стоит параметры, которые являются значимыми для
рассматриваемого явления (набора явлений).
2. Любой параметр тянет за собой противоположный параметр. Точнее
даже параметр 1, а противоположны значения этого параметра.
3. Между параметрами находится ряд промежуточных значений. Этот ряд
можно продолжать и далее за пределы (что "меньше меньшего", "больше
большего"? и т.д. по всем качествам). Расширенный РВС - по другим
параметрам.
4. Важно, что изменение параметров не только изменяет количественно
(или качественно) явление по этому параметру, но и иногда изменяет
и суть
самого явления, заменяет его другим,
родственным. Например, река: извилистая-прямая-разветвленная. А
параметр - другой (транспортирующая способность потока)
5. Множество параметров приводят к существованию матрицы, многомерного
куба явлений. Одна нитка паутины - ось Х, другая - ось Y, и т.д.
Получаются таблицы явлений (или модификаций явления). У Митрофанова
это называется Объединение альтернативных гипотез (понятно - по
аналогии с объединением альтернативных систем).

Паук может здорово помочь в
1) систематизации явлений,
2) выявлении закономерностей,
3) поисках новых явлений,
4) объяснениях причин явлений по "противоположным, связанным" лапкам,
найдя "соседей" с разными значениями одной и той же лапки.
5) прогнозе явлений
6) поиске способов регулирования явлений (зная, как изменять численное
значение каждой лапки)
Надеюсь, что такой подход должен ускорить создание научных теорий и
объединять разрозненные, возможно, противоречащие теории.

Желаю Вам всего самого доброго!
Александр Кондратьев


Идёт переписка со специалистом по синоптике. Обсуждаем причины образования циклонов и антициклонов. Должно быть интересно! После получения разрешения на опубликование, тоже узнаете, ждите.


В прошлых выпусках:

Выпуск 12 http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka2/Rass2-12.htm
Статья в развитие представлений о "определяющей причинной оси", которую удобно использовать для решения научных задач.
ИНФОРМАЦИЯ о 6-й научно-практической конференции "Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания на основе ТРИЗ"

Выпуск 11 http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka2/Rass2-11.htm
письмо от А.Мендереса "Поворот рек"

Выпуск 10 http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka2/Rass2-10.htm
письмо от Арекуса

В последних выпусках рассылки "Как делать открытия. Приемы решения научных задач":

Выпуск 33 http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass33.htm
Набор рабочих инструментов естествоиспытателя (наброски)
Библиография депонированных работ по открывательству из Фонда литературы ЧОУНБ.

Выпуск 32 http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass32.htm
Письмо от Арекуса
Инструмент для открытий - поиски противоположностей на основе причинных осей

Выпуск 31 http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass31.htm
Георгий ГУРЕВИЧ
СВОЙСТВЕННО ОШИБАТЬСЯ
(Научно-фантастический рассказ)

Выпуск 30 http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass30.htm
Волюславу Владимировичу Митрофанову - 75 лет!
Приглашение к открытию.

На рассылку "Как делать открытия. Приемы решения научных задач" подписывайтесь здесь: http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz

 

 

Рейтинг@Mail.ru

 

Дорогие друзья! Желаю Вам всего самого хорошего!

Жду Ваших писем ancondratyev@peterlink.ru

Ведущий - Александр Кондратьев.

Выпуск № 13. -- 14 апреля 2003 г. --
Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru -- ancondratyev@peterlink.ru

Рассылка ''Из переписки естествоиспытателя'' (rest.interesting.triz)

В каталог



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное