Сегодня предлагаю Вашему вниманию историю "Как было заработано знание":
Когда-то жил человек, решивший, что ему нужно знание. Он начал искать его и отправился к дому одного ученого человека.
Войдя к нему, искатель сказал:
- Муфтий, ты мудрый человек! Дай мне часть
твоего знания, чтобы я мог увеличить его и стать
достойным человеком, ибо сейчас я чувствую себя нич
тожеством.
Суфий ответил:
- Я смогу дать тебе знание, но только в обмен
на то, в чем я сам нуждаюсь. Принеси мне небольшой
коврик. Я должен отдать его человеку, который в
дальнейшем будет способен продолжать нашу святую
работу.
Человек отправился в ковровую лавку.
- Дай мне ковер, но только маленький, - сказал
он ковровщику, - я принесу его суфию, который
за это даст мне знание, ему нужен ковер, чтобы
отдать его человеку, который будет продолжать нашу
святую работу.
Ковровщик ответил:
- Что мне рассказывать о каком-то знании, суфии
и человеке, который будет пользоваться ковром. Какое
мне дело до этого. Чтобы соткать ковер, мне нужны
нитки. Принеси мне ниток, и я помогу тебе.
Человек снова отправился в путь на поиски того, кто дал бы ему ниток. Разыскав прядильщицу, он обратился к ней:
- Прядильщица, дай мне ниток. Я отнесу их ковровщику, он даст мне ковер, этот ковер я отнесу
суфию, который отдаст его тому, кто должен продолжать нашу святую работу, а за это я получу от суфия знание.
Женщина ответила:
- Какая мне польза от того, что тебе нужны нитки?
Ступай прочь со своими рассказам о себе, о суфии,
о ковровщике и человеке, которому нужен ковер.
Меня это нисколько не интересует. Разве ты не знаешь,
что нитки делаются из шерсти козла. Принеси мне
шерсть, получишь свои нитки.
Тогда человек разыскал козопаса и рассказал ему свою историю. "Меня все это не касается, - сказал пастух, - тебе нужна шерсть, чтобы получить знание, а мне нужны козы, чтобы стричь шерсть. Приведи мне козу, и ты получишь то, что желаешь .
Теперь искатель направился на поиски продавца коз.
Вскоре он нашел его и поведал ему о своих трудностях, на что тот ответил:
-
Что я знаю о знании, нитках или коврах. Все,
что я знаю, это то, что у каждого свои нужды.
Поговорим лучше о том, что нужно мне, и если
ты мне в этом поможешь, я помогу тебе. Вот тогда
думай о своем знании^ сколько твоей душе угодно.
-
Что же тебе нужно? - спросил искатель.
-
Мне нужен небольшой загон для коз, - сказал
торговец, - потому что по ночам они разбредаются.
Сделай мне загон и тогда проси козу или даже
две.
И искатель отправился искать загон. Расспросы привели его в мастерскую плотника, который услыхав его историю, сказал:
-
Да, я могу сделать загон, а что касается остального,
то можешь освободить меня от всех подробностей
твоего дела, потому что я нисколько не интересуюсь
коврами, знанием и тому подобным. Но у меня есть
одно заветное желание, и в твоих интересах помочь
мне осуществить его, иначе мне не захочется помогать
тебе с загоном.
-
Какое же это желание?
-
Я хочу жениться, но кажется, ни одна женщина
не согласится стать моей женой. Найди мне жену
и мы продолжим наш разговор.
Выйдя из дома плотника, искатель тут же стал всех расспрашивать, где можно найти сваху. Наконец, когда он нашел ее и все рассказал ей, она ответила:
- Я знаю молодую женщину, которая мечтает выйти
замуж как раз за плотника, которого ты описываешь.
Она все время думает о нем и не находит себе покоя. Это просто чудо, что такой человек в самом деле существует, и она услышит о нем от тебя или от меня! Но мне какая от этого польза? Каждый человек желает то, что он желает, людям кажется, что они в чем-то нуждаются или чего-то хотят; они или воображают, что им нужна помощь, или иногда им в самом деле нужна помощь... Но никто еще не заговорил о том, что нужно мне.
-
А что нужно тебе? - спросил искатель.
-
Я хочу одного, - сказала женщина, - и это
мечта всей моей жизни. Помоги мне достать желаемое,
и я сделаю для тебя все, что ты просишь. Единственное,
чего я хочу, ибо все остальное я уже испытала, -
это знание.
-
Но без ковра мы не сможем добыть знание!
-
Я не знаю, что такое знание, но уверена, что
это не ковер.
-
Конечно, знание не ковер, - сказал искатель, стараясь
сохранить терпение, - но если мы найдем женщину
для плотника, он сделает нам загон для коз. Торговец
козами даст нам козу, и мы получим от козопаса шерсть.
Мы свезем ее к прядильщице и получим от нее нитки,
которые обменяем у ковровщика на ковер. Этот ковер
мы отдадим суфию и получим от него знание.
-
Вся твоя затея представляется мне какой-то чепухой,
- возразила женщина, - и не надо меня убеждать,
я ни за что не пойду на это.
И не обращая больше внимания на его просьбы и доводы, сваха прогнала его.
Все эти мытарства и вызываемое ими смятение заставили искателя первый раз в жизни почти разочароваться в людях. Он даже усомнился, сможет ли использовать знание, если его получит, и недоумевал, почему все люди заботятся только о себе. Но постепенно он снова вернулся к мыслям о ковре и ни о чем другом . больше не думал.
Как-то раз он проходил по улицам торгового города, бормоча себе что-то под нос.
Какой-то купец обратил на него внимание и пошел за ним, чтобы услышать, о чем он бубнит. Искатель же повторял сам себе:
- Ковер нужно отдать человеку, чтобы он мог
продолжать нашу святую работу.
Услыхав эти слова, купец понял, что странник не из обычных людей, и обратился к нему: - Странствующий дервиш, я не понимаю твоей молитвы, но глубоко почитаю таких, как ты, стоящих
на пути истины. Я хочу попросить тебя о помощи,
ибо знаю, что люди суфийского пути выполняют в
обществе особую миссию. Прояви ко мне сострадание.
Странник поднял глаза и, заметив на лице купца глубокую печаль, ответил:
-
Я страдаю и страдал. Тебя, несомненно, постигло
какое-то горе, но у меня ничего нет. Я не могу добыть
для себя даже немного ниток, в которых нуждаюсь, но
расскажи мне о своем горе, и я постараюсь тебе помочь.
-
Знай, о счастливый человек, у меня есть единственная дочь, которая прекрасна собой, и я люблю
ее больше жизни. Она одержима каким-то недугом,
от которого день ото дня чахнет. Осмотри ее, прошу
тебя, может быть, ты .сможешь ее исцелить.
В словах купца было столько невыразимого страдания и вместе с тем столько надежды, что искатель не мог ему отказать и пошел с ним к его дочери.
Как только девушка увидела странника, она сказала:
- Я не знаю, кто ты такой, но чувствую, что
только ты сумеешь мне помочь, и никто больше.
Я влюблена в одного плотника и страдаю от разлуки
с ним.
И она назвала имя того человека, которого искатель просил сделать загон для коз.
Искатель вышел к купцу и сказал:
- Твоя дочь желает выйти замуж за одного уважаемого плотника, которого я знаю.
Это известие весьма обрадовало купца, ибо дочь его все время говорила о каком-то плотнике, но он считал все ее разговоры следствием больного рассудка и никак не предполагал, что болезнь девушки от сильной любви. Он в самом деле думал, что она не в своем уме.
Искатель отправился к плотнику, который ему построил загон. Продавец скота подарил искателю несколько прекрасных коз. Этих коз искатель отвел к пастуху и получил от него шерсть, которую обменял у прядильщицы на нитки, и, отдав их ковровщику, взял у него небольшой коврик.
Добыв наконец коврик, искатель отправился опять к дому суфия.
- Теперь я могу дать тебе знание, - сказал мудрец,
- ибо ты не смог бы принести этот коврик, если
бы не потрудился ради него, а не только ради себя.
Этот рассказ описывает как суфийский мастер, зная скрытое измерение жизни, заставляет своего ученика вопреки желаниям подвергнуться развитию. Он взят из устных преданий Бадакшенских дервишей а в таком сказочном изложении принадлежит ходже Мохаммеду Баба Самаси. Он был великим мастером ордена Мастеров, третьим в истории школы до Бахааддина Накшбанда, и умер в 1354 году.
Источник: Идрис Шах "Сказки дервишей"
Вы можете оставить
свой комментарий к притче, зайдя в блог
Выпуск
№1583
Удачи
и мира Вам.
До следующей встречи.
С Любовью, Александр
При желании можете писать
на мой ящик shurko-2@rambler.ru