Сегодня предлагаю Вашему вниманию историю "Время, место и люди":
Некогда жил царь. Однажды он позвал к себе дервиша и сказал ему:
- От начала времен человеческих и по сей день дервишский путь, передаваемый из поколения в поколение непрерывно сменяющими друг друга мастерами,
служит вечным источником света, который лежит в
основе таких великих ценностей, что даже мое царствование есть не более, чем их слабое отражение.
-
Да, это так, — ответил дервиш.
-
А раз так, — продолжал царь, — то если я
настолько просвещен, что знаю это и страстно желаю
обучиться всем истинам, которые ты в своей мудрости
можешь сделать доступными, - учи меня!
-
Это просьба или приказ? - спросил дервиш.
-
Как тебе будет угодно, - сказал монарх. -
Единственное, чего я хочу, - это учиться у тебя,
не все ли равно, будешь ли ты учить меня, выполняя
просьбу или подчиняясь приказу? И он стал ждать,
что ответит дервиш.
Опустив голову на грудь, дервиш погрузился в глубокое раздумье. В этой медитационной позе он пробыл довольно долго и наконец промолвил: "Вы должны ждать момента передачи". Это смутило царя, потому что он считал, что если он желает, то имеет право ожидать, что ему что-то покажут.
После этого дервиш продолжал являться каждое утро ко двору, готовый служить правителю. Шло время. Изо дня в день вершились государственные дела, периоды радости для царства сменялись периодами испытания, советчики давали свои советы, и колесо небес вращалось.
Всякий раз, заметив фигуру дервиша в заплатанном платье, царь думал: "Каждый день он приходит сюда, но упорно не желает возвращаться к нашему разговору об учении. Правда, он принимает участие во многих
делах двора: разговаривает, смеется, ест и, повидимому, спит. Может быть он ждет какого-то знака?". Но как царь ни старался, он не мог разгадать этой тайны.
И вот, когда подходящая волна незримого набежала на берег возможности, среди присутствующих в тронном зале завязалась беседа и кто-то сказал: "Дауд из Сахиля величайший на свете певец". Царь, обычно никогда не проявлявший интереса к подобным заявлениям, вдруг загорелся страстным желанием послушать этого певца.
- Приведите его немедленно ко мне, - приказал он.
Когда придворный церемониймейстер пришел к певцу и объявил, что его требует к себе сам царь, Дауд - царь среди певцов - ответил: "Ваш правитель мало разбирается в том, что необходимо для пения. Если он желает просто посмотреть на меня, я приду. Но если он хочет услышать мое пение, он должен, как и все другие ждать, пока у меня не появится подходящее для этого настроение. Я превзошел других певцов только потому, что знаю, когда следует петь и когда не следует. Зная этот секрет, любой осел может
стать великим певцом".
Эти слова были переданы царю. Гнев и вместе с тем желание во чтобы то ни стало сейчас же, немедленно услышать певца, овладели им и он воскликнул: "Неужели никто из вас не сможет заставить этого певца спеть для меня?! Если он поет только тогда, когда у него появляется настроение петь, то я желаю его слушать, когда у меня есть настроение его слушать".
Тут дервиш вышел вперед и сказал: "О Павлин века, пойдем со мной к этому певцу".
Придворные стали многозначительно переглядываться. Некоторые из них тут же решили, что дервиш затевает какую-то хитрую игру и хочет воспользоваться случаем заставить певца петь. Если ему это удастся, думали они, несомненно, царь наградит его. Но сказать что-либо никто не решался, боясь, что придется принять вызов дервиша.
Между тем царь без единого слова поднялся с трона, велел принести себе бедную одежду, облачившись в нее, последовал за дервишем на улицу.
Дойдя до дома певца, они постучали. Из-за двери раздался голос Дауда: "Я не пою сегодня. Идите своей дорогой и оставьте меня в покое".
Тогда дервиш сел на землю и запел. Он пел любимую песню Дауда и пропел ее всю, от начала до конца.
Царь, который не очень-то разбирался в пении, был очарован мелодичным голосом дервиша и пришел в восторг от пения. А дервиш нарочно пел чуть-чуть фальшиво, чтобы мастеру пения непременно захотелось поправить его, но царь этого, конечно, не почувствовал. "Пожалуйста, прошу тебя, спой еще раз, я никогда не слышал столь прекрасной мелодии", - сказал он. Но в этот момент запел сам Дауд. С первых же звуков царь и дервиш застыли в изумлении, внемля сладкозвучному пению "Соловья Сахили".
Когда Дауд окончил пение, царь послал ему щедрый подарок.
Затем он обратился к дервишу:
- Человек мудрости! Я восхищен тем, как ты заставил Соловья спеть для нас, и я хочу назначить
тебя советником при дворе.
Но дервиш ответил так:
- Ваше величество, вы можете услышать песню,
которую желаете, только в том случае, если есть
певец, если присутствуете вы и присутствует человек,
который создает условия, побуждающие певца петь.
В этом отношении великие певцы и монархи подобны
дервишам и их ученикам. Время, место, люди и метод.
Самые острые разногласия между суфиями и обычными схоластами вызывает суфийская теория, гласящая,.что идеи суфиев могут изучаться только в соответствии с особыми принципами, один из которых: время, место, люди.
Ученые настойчиво выдвигают свои собственные условия для того, чтобы проверить, насколько справедливы суфийские притязания. Многие суфии всего лишь претендуют на такое же право создавать свои условия, как это делают профессора или ученые.
Эта история взята из учения Сеида Имама Али Шаха, который умер в 1890 году. Его гробница находится в Гардаснуре, в Индии. Этого великого учителя школы Накшбанди то и дело беспокоили своими посещениями люди самых разных вероисповеданий и происхождения. Наслышавшись о его способности создавать странные "проявления", они желали стать его учениками. Говорили, что он является людям в снах и сообщает им важные сведения; что его видели во многих местах одновременно; что то, о чем он говорит, всегда
идет на пользу его собеседнику. Но те, кто встречался с ним лицом к лицу, не могли найти в нем ничего необычного или сверхъестественного.
Источник: Идрис Шах "Сказки дервишей"
Вы можете оставить
свой комментарий к притче, зайдя в блог
Выпуск
№1313
Удачи
и мира Вам.
До следующей встречи.
С Любовью, Александр
При желании можете писать
на мой ящик shurko-2@rambler.ru