Сегодня
я познакомлю вас со следующей хасидской притчей "Четвероногий эсрог":
Мордехай из Нашхиза был не только ребе своей общины, но и весьма преуспевающим бизнесменом. После каждой удачной сделки некоторую часть выручки он откладывал на помощь беднякам, а другую — на хороший эсрог(1) для праздника Суккос(2) . И вот, в преддверии очередного Суккос, ребе взял отложенные деньги и отправился в Броды, чтобы купить все что положено к празднику.
На въезде в Броды он увидел городского водовоза. Тот стоял на обочине и горько плакал. Ребе остановился и спросил, что его так опечалило.
— Видишь вон там мою повозку? Хорошая, крепкая повозка. Если нагрузить ее бочками с водой, да впрячь сильную и верную лошадку, за день я заработаю денег не только для своей семьи, но и для бедняков, живущих по соседству.
— Так в чем проблема?
— Бочки у меня есть, — стал загибать пальцы водовоз. — Где воду брать, знаю. Да и повозка, — вот она.
— И еще нужна лошадка, — тихо подсказал ребе Мордехай.
— Вот-вот: лошадка. Умерла моя лошадка. Сегодня утром ее не стало, а вместе с нею и заработка.
— Жди здесь, — сказал ребе, — я скоро.
Он отыскал в городе торговца лошадьми и за деньги, отложенные на эсрог, купил молодую сильную кобылку. Затем вернулся к водовозу и подарил ему новую помощницу.
— Я приехал в Броды приобрести эсрог, а вместо этого купил лошадь. Конечно, Господь заповедал нам иметь на праздник эсрог, но Он заповедал и помогать нуждающимся. Что ж, мой друг, пусть другие произносят благословение над плодами земли, я же благословлю твою
новую лошадку.
1. Эсрог (иврит: «цитрон») — одно из четырех растений (наряду с пальмой, ивой и миртом), которые используются в ритуалах, связанных с праздником урожая Суккос (Левит 23:40). Из ветвей этих растений делают пучок и взмахивают им в шести направлениях (север, юг, восток, запад, верх и низ), выражая так благодарность Господу за щедрые дары природы.
2. Суккос (иврит: мн. ч. от сукка, «шалаш») — один из трех святых дней, упоминаемых (наряду с Пасхой и Шавуот) в Библии. Праздник урожая, призванный славить изобилие земли и просить о благодатных дождях для следующего урожая. Главные ритуалы этого праздника — взмахивание ветвями четырех растений и проживание в течение семи дней в суккос (шалашах), которые сооружаются специально для этой цели. Шалаши служат напоминанием о временных жилищах израильтян
в период их сорокалетнего скитания по пустыне.
«Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзаконие 30:19).
Выбирать жизнь — такова основа любой духовной практики. Определи путь, ведущий к жизни, и действуй соответственно. Замедли свой шаг, чтобы не пропустить саму развилку. Ясный ум и чуткое сердце помогут определить, какая из дорог куда ведет. А непривязанность позволит отдать на нужды незнакомца деньги, скопленные за год на долгожданный праздник. Ибо выбор в пользу жизни — не альтернатива духовному пути, но его кульминация.
Источник: Р.Шапиро "Хасидские притчи"
Вы можете оставить
свой комментарий к притче, зайдя в блог
Выпуск №1305
Удачи
и мира Вам.
До следующей встречи.
С Любовью, Александр