Сегодня
я познакомлю вас со следующей хасидской притчей "Совершенное покаяние":
Маггид из Межирича размышлял над стихом из Торы: «тшува ад Адонай Элохеа» («обратишься с покаянием до Господа Бога твоего(1)»).
- Что за странная формулировка? - задался вопросом Маггид. - Не следовало ли сказать: обратишься с покаянием к Адонай Элохеа, Господу Богу твоему? Почему же тут стоит предлог до(2)? И почему Тора говорит Адонай Элохеа, когда одного имени было бы достаточно(3)?
Подумав, Маггид сказал себе:
- Чтобы ответить на первый вопрос, нужно получить ответ на второй. Что означает Адонай?
- Адонай - это четырехбуквенное Имя Бога, как абсолютно трансцендентного Существа, - отозвался на это стоявший рядом ученик.
- А что означает слово Элохеа
-
Это Элохим(4) - Имя Бога как абсолютно имманентного Существа.
- А что такое тшува?
-
Тшува есть процесс возвращения к Нему посредством признания своих ошибок и затем их исправления.
- Стало быть, - подытожил Маггид, - нужно пребывать в тшува до тех пор, пока не увидишь проявление Адонай как Элохим. Иными словами, пока не узришь, что единичное и множественное - всего лишь разные аспекты Одного и Единственного.
1. Второзаконие 4:30.
2. В данном контексте предлог ад (иврит) может означать и «к», и «до [тех пор, пока]». 3. Адонай Элохеа — обычное для Библии словосочетание. Считается, что в этом имени объединены два различных представления о Боге. Адонай — эвфемизм непроизносимого имени YHVH, которое обозначает непостижимого и трансцендентного Бога, в отличие от Эпохам — Бога имманентного, Который явлен в природе и ее посредством. 4. Элохим (иврит, мн. ч. от Эл, «Бог»). — В значении «Бог» это существительное множественного числа согласуется с глаголами, стоящими в единственном числе. Мистическая иудейская традиция объясняет это тем, что, как учит Тора, Единый Бог проявляется во множественности Творения и Сам есть эта множественность.
Тшува— процесс освобождения от эгоизма покаянным признанием ошибок эго.
Вообрази свою душу подобной оконному стеклу, призванному пропускать Свет Господа. Стекло, по сути своей, прозрачно — вот почему каждое утро иудей начинает со слов: Элохай нешама ше-натата би те-гора ги («Господи, душа, которую Ты вдохнул в меня, чиста»). Но эго пятнает стекло своими деяниями, которые искажают и затмевают Свет. Грязь этих действий необходимо смыть, чтобы стекло обрело изначальную прозрачность. Это и совершается в тшува.
Когда этим следует заниматься и долго ли? Всегда и неизменно. Даже когда трансцендентное и имманентное станет для тебя Одним; и даже когда окончательно поймешь, что эго и эгоизм, как и все прочее, принадлежат Богу, — по-прежнему старательно отмывай душу. Рано или поздно ты станешь делать это преисполнившись состраданием к эго и ни в чем себя не виня. Но и тогда не прекращай отмывать стекло.
Источник: Р.Шапиро "Хасидские притчи"
Вы можете оставить
свой комментарий к притче, зайдя в блог
Выпуск №1285
Удачи
и мира Вам.
До следующей встречи.
С Любовью, Александр