Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Притча "История чая"


Доброе время суток, дорогой читатель!

Сегодня предлагаю Вашему вниманию историю "История чая":

В прошлые времена чай был известен только в Китае. Слухи о чае распространялись по всему свету, дошли до мудрецов и невежд, и каждый пытался узнать как можно больше о нем, в соответствии с тем, что он желал или каким он его себе представлял.
Король Инджа ("здесь") снарядил в Китай посольство, которое получило от китайского императора немного чая для своего правителя. Но увидев, что даже простые китайские крестьяне пьют чай, посланники Инджа решили не привозить его своему королю, к тому же они были убеждены, что китайский император пытается обмануть их, выдавая нечто другое за небесный напиток.
Между тем величайший философ из Анджа ("там") собрал все, какие только мог, сведения о чае и пришел к выводу, что это некая субстанция, которая в самом деле существует, но редко встречается и принадлежит к вещам другого порядка, отличным от известных до сих пор. Ибо ничего определенного о нем нельзя было сказать: трава это, вода, зеленое, черное, горькое или сладкое?
В странах Кашиш и Бебинем на протяжении столетий люди пробовали все травы, какие только можно найти. Многие травы оказались ядовитыми, все были разо­чарованы. Так как никто не завез в их страны чайные кусты, то все поиски были тщетными. Они также перепробовали всевозможные жидкости, но с тем же успехом.
На территории Мазхаба ("сектантство") при ис­полнении религиозных обрядов процессия жрецов перед толпой верующих провозила небольшой ларь, наполненный чаем. Но никому и в голову не приходило приготовить из него напиток. Они даже не знали, как это делается. Все были убеждены в том, что чай сам по себе обладает магическими свойствами. Однажды один мудрый человек сказал: "Вы невежды! Полейте его кипящей водой". Но его тут же схватили и распяли, потому что, согласно их вере, такие действия могли бы разрушить свойства принадлежащего им чая. Это показывало, что он враг их религии.
Перед смертью мудрый человек раскрыл секрет приготовления чая небольшому кругу людей. Этим людям удалось получить немного чая, и они тайно приготовляли его и пили. Один человек, застав их за чаепитием, спросил: "Что вы делаете?" Они ответили ему: "Это всего лишь лекарство, которым мы лечимся от одной болезни". Некоторые видели чайные кусты, но не распознавали их. Другие предлагали его испробовать, но люди отказывались, полагая, что это напиток для простых людей. Третьи владели чаем, но вместо того, чтобы пить его, поклонялись ему. За пределами Китая лишь несколько человек пили чай, да и то в строгой тайне.
Но вот пришел человек знания и сказал купцам, занимавшимся чайной торговлей, любителям чая и другим:
"Тот, кто попробовал, - знает. Кто не попробовал - не знает. Вместо того, чтобы разговаривать о небесном напитке, предлагайте его людям на ваших пирах. Те, кому он не понравится, лишь покажут, что недостойны сделаться его почитателями. Закройте двери красноречия и таинственности и откройте чайханы опыта".
Итак, от города к городу, от села к селу потекли по Шелковому пути караваны с чаем. Купцы, чем бы они ни торговали - нефритом, драгоценными камнями или шелком - останавливаясь на отдых, приготавливали чай, если умели, и предлагали его местным жителям, даже если они о нем не слышали. Так появились чайханы, которые строились на всем пути от Пекина до Бухары и Самарканда. И те, кто попробовал, знали.
Вначале, заметьте это, чаем заинтересовались только великие и проницательные мыслители, давно искавшие небесный напиток, и которые поэтому восклицали:
"Но ведь это обыкновенная сушеная трава!" или "Почему ты кипятишь воду, чужестранец? Ведь я прошу у тебя небесного напитка".
А иные говорили: "Как мне знать, что это такое? Докажите, что это чай. Да и цвет вашей жидкости не золотой, а коричнево-желтый". Когда истина сбросила с себя покров тайны и чай стал доступен всем, кто хотел его попробовать, роли людей поменялись, и те, кто высказывался теперь подобно   этим    мудрецам,    оказались   в   дураках. Так   бывает   и    по   сей   день.

Всевозможные напитки обычно используются почти всеми народами в качестве аллегорий, связанных с поиском высшего знания.
Кофе, самый новый из общепринятых напитков, был открыт дервишским шейхом Абу аль-Хасаном Шадхили в Мекке (Аравия).
Хотя суфии и другие люди вполне ясно заявляют, что "магические напитки" (вино, вода жизни) явились аллегорией особого опыта, буквалисты склонны верить, что происхождение подобных мифов датируется временем открытия галлюциногенных или опьяняющих свойств некоторых напитков.- По мнению дервишей подобные представления отражают неспособность исследователей понять, что сами они пользуются таким же языком. Эта история взята из учения мастера Хамадани (умер в 1140 году), учителя великого Ясава из Туркестана.

Источник: Идрис Шах "Сказки дервишей"
Вы можете оставить свой комментарий к притче, зайдя в блог

Выпуск №1223

Удачи и мира Вам.
До следующей встречи.
С Любовью, Александр

При желании можете писать на мой ящик shurko-2@rambler.ru


В избранное