Сегодня
я познакомлю вас со следующей хасидской притчей "Долг портному":
Однажды ребе Зуся из Аниполя заметил, как его ребецин(1) тихонько утирает слезы.
— Что случилось? — поинтересовался он.
Вначале женщина не хотела ничего говорить, но после долгих расспросов ответила, что даже ее лучшее платье штопано-перештопано и местами протерлось почти до дыр. Много лет оно служило праздничным нарядом, но теперь уже недостойно того, чтобы почтить в нем шаббос(2). Ребе прекрасно понимал стремление жены нарядно одеться в святой день, поэтому поднатужился, добыл денег и купил ей ткань на новое платье. Обрадованная женщина немедленно понесла ткань к портному, и тот пообещал
пошить платье к пятничному вечеру, за несколько часов до начала шаббос.
В ту пятницу ребе предвкушал, как его жена будет сиять от удовольствия, празднуя субботу в новом платье. Но она надела свой старый наряд. Увидев изумление на лице мужа, ребецин сказала:
— Портной сам пришел ко мне с новым платьем. То была прекрасная работа. Но он был явно чем-то расстроен, и я спросила, что его беспокоит. Портной признался: будущий зять увидел его за работой над моим платьем и решил, что это свадебный наряд для дочери. И молодой человек побежал сообщить своей кала(3) радостную весть. Ну что я могла поделать? Узнав, что платье предназначается не ей, девушка очень расстроилась бы, и ее отцу стало бы неловко. В общем, я отдала платье портному
в качестве свадебного подарка.
— А ты заплатила за платье? — спросил ребе.
— Заплатила? Портному? Конечно, нет. Ведь я отдала ему платье.
— Подарила, а не отдала. Ведь он трудился целую неделю в расчете на нашу плату. А ты лишила его заработка.
— Ты прав, — сказала ребецин, — но я ведь уже пожертвовала все наши деньги на цедака(4).
— Что ж, значит, нужно еще добыть где-то, — сказал ребе Зуся. — И поскорее, поскольку вот-вот наступит шаббос. Ребецин, не мешкая, побежала к подруге, взяла у нее взаймы и до наступления шаббос заплатила портному.
1. Ребецин — жена ребе. 2. Шаббос — суббота. В знак уважения к этому святому дню принято надевать самые нарядные одежды. 3. Калла— невеста. 4. Цедака — великодушие (от слова цедек, что на иврите означает «справедливость»). Каждый иудей обязан отдавать десять процентов своих доходов нуждающимся. По традиции это делается раз в неделю, накануне субботы. Некоторые ребе и их ребецин имели обыкновение раздавать накануне субботы все деньги, остававшиеся на этот момент в доме.
Каковы твои обязательства перед окружающими?
Существует два типа людей, утверждающих, что никто никому не обязан. Позиция первых — абсолютна: «других» вообще не существует, потому и нет нужды для них стараться. Мнение вторых не так категорично: каждый — творец своей судьбы, вот и не надо ему в этом мешать.
Точно так же есть два типа людей, убежденных, что у человека есть такие обязанности. Позиция первых — абсолютна: Бог — это Другой, и потому, почитая другого, мы чтим Бога. Вторые не так категоричны, они говорят: поступай с другим так, как хочешь, чтоб он поступал с тобой.
Ребе Зуся и его жена демонстрируют третий подход: «Если я о себе не позабочусь, то кто это сделает за меня? Но если я беспокоюсь лишь о себе, то что я за человек? И если не сейчас, то когда?» (Пиркей Авот 1:14). Заботься о себе и других — здесь и сейчас. Таков путь хасида. И я, и другой — реальны, мы не отделены друг от друга. В каждый миг жизни нужно действовать, учитывая как нужды собственного «я», так и интересы других. Удается ли это тебе?
Сайт рассылкиhttp://www.pritchi.net
Источник: Р.Шапиро "Хасидские притчи"
Вы можете оставить
свой комментарий к притче, зайдя в блог
Выпуск №1115
Удачи
и мира Вам.
До следующей встречи.
С Любовью, Александр