Сегодня
я познакомлю вас со следующей хасидской притчей - "Куда девать себя":
Ребе Исраэль из Ружина неожиданно пришел к своим хасидим, застав их за
трапезным столом. Они праздно ели и пили. Ребе нахмурился, явно недовольный
их поведением. Тогда один из учеников поднялся и сказал:
- Учитель, слышал я, как ребе Пинхас из Корца говорил, что подобное времяпрепровождение
- когда хасиды собираются вместе на веселую пирушку - можно приравнять к
такой мицва(1), как изучение Торы.
- Не хочу оспаривать слова ребе Пинхаса, - ответил наставник, - но такая
аналогия не всегда верна. Все зависит от того, как это делать.
- Но ведь мы и не делаем ничего особенного - просто едим и пьем; испытывая
надлежащую благодарность, - вмешался другой ученик. - Что здесь можно делать
неправильного?
- Все дело в намерении, - ответил ребе. - Если ставишь себя последним, чтобы
другие могли быть первыми, тогда твои действия бескорыстны и праведны. Если
же ставишь себя прежде других - это эгоизм на грани идолопоклонства. Если
делаешь что-то для другого человека или для Бога, не думая о награде и воздаянии,
то тем самым освящаешь свои деяния. В этом случае твои дела
святы. Если же делаешь что-то ради достижения своих целей, то обесцениваешь
собственные поступки и скрываешь Божественное. В этом случае дела твои грешны.
- Ребе, - опять заговорил ученик, не удовлетворенный ответом, - а что, если
действия мои греховны, но намерение чисто? Что, если, - упаси Бог, - я стану
злословить о человеке с целью выручить друга из беды? Грех это или нет?
- Опять-таки: все зависит от намерения, - ответил учитель. - Если действуешь
во имя Небес, - то есть во благо другому человеку, не думая о собственной
пользе, - даже в грешном поступке воссияет Свет Господень(2).
Сущность духовной жизни состоит в том, чтобы ставить других прежде
себя и совершать любые действия ли-шма, то есть ради самих этих действий,
а не ради своих интересов. Эта подобно пене на гребне волны: пена - естественная
составляющая океана. Кому придет в голову убирать пену с волны или добавлять
ее туда? Мы принимаем волну такой, какая она есть. Совершенно так же обстоит
дело и с эго. Ты не можешь от него избавиться, ты и есть твое эго. Его не
нужно ни морить голодом, ни закармливать, просто оставь его в покое. Оставив
эго в покое, ты будешь действовать ли-шма - вместе с эго, но не ради него.
Деяния ли-шма не умаляют и не возвеличивают эго, - они просто позволяют
ему соответствовать своему предназначению: быть инструментом, при помощи
которого Бог свершает благо.
1.Мицва - Божья заповедь.
2. Иудаизм предписывает верующему начинать каждое утро словами: "Элохай
нвшама ше-натата би те-гора ги" - "Господи, душа, которую Ты поселил
во мне, чиста". Твоя душа чиста и прозрачна для Божественного. Однако
проявления души в мире нередко запятнаны эгоизмом. Душа в мире имеет три
проявления, именуемые тремя облачениями: мысль, слово и действие. Если они
бескорыстны, прозрачны перед Богом - Свет Божественного льется через них
беспрепятственно. Твои мысли свободны от эгоизма, слова свободны от лжи,
действия свободны от принуждения. Но когда облачения души запятнаны эгоизмом,
ложью и стремлением эксплуатировать других ради собственных интересов, душа
уже не может сиять сквозь них в полную силу. Облачения тускнеют, и кажется,
что Бог скрыт от мира. Но дело не в том, что Божественный Свет потускнел,
- просто ты не даешь этому Свету сиять сквозь тебя.
Сайт рассылкиhttp://www.pritchi.net
Источник: Р.Шапиро "Хасидские притчи"
Вы можете оставить
свой комментарий к притче, зайдя в блог
Выпуск №855
Удачи
и мира Вам.
До следующей встречи.
С Любовью, Александр