Сегодня
я познакомлю вас со следующей хасидской притчей - "Зачем ты здесь":
Ребе Авраам из Борисова рассказал такую историю.
Однажды он был свидетелем того, как ребе Иаков Арье из Радзимина приехал
в гости к ребе Менахему Менделю из Койка. Как только ребе Иаков вошел в
комнату, ребе Менахем повернулся к нему и вскричал:
- Иаков! Скажи мне в нескольких словах, зачем мы, люди, приходим в этот
мир?
- Мы приходим в этот мир, - без колебаний ответил тот, - для того, чтобы
соединить свои души с Господом(1) .
- Чепуха! - воскликнул Менахем. - Мы здесь для того, чтобы поднять Небеса(2)!
Не удовлетворенный ни одним из ответов, ребе Авраам изложил собственный
взгляд на вопрос:
- Вы оба по-своему правы. Мы, люди, находимся здесь, чтобы соединиться с
Господом и тем самым поднять Небеса (3) . Об этом же говорит нам Мехилта(4)
. Там сказано, что первые пять из Десяти Заповедей имеют соответствия во
вторых пяти заповедях. Так, "Я есмь ха-Шем"(5) соответствует "Не
убий"(6). Убить человека - значит совершить преступление против способности
и задачи каждого - нести божественное в мир.
- Таким образом, - продолжал ребе Авраам, - когда Бог спрашивает Каина после
того, как тот убил своего брата, Авеля: "Где Авель?" и Каин отвечает:
"Не знаю. Разве я сторож брату моему?" - нам следует понимать
слова Каина следующим образом: "Я не знал, что мой брат является сторожем
Я ЕСМЬ(8), Бога. Я не знал, что, убивая брата, тем самым ослабляю влияние
божественного Я ЕСМЬ в этом мире".
1. "Соединить свои души с Господом". - Отношения между
Ботом и душой подобны связи между Солнцем и его лучами. Мы - продолжение
Бога во времени и пространстве. Как же, в таком случае, мы можем быть отделены
от Него? Обособленность от Бога - это состояние сознания, возникшее в тот
момент, когда мы забыли о своих подлинных взаимоотношениях с Ним и начали
вести себя так, словно Он есть нечто отличное от нас. 2. "Поднять Небеса". - Неужели Небеса могут упасть и их
придется возводить словно леса или башню? Нет. Небо и земля, верх и низ
существуют неотъемлемо друг от друга. Падает не небо, но завеса невежества,
заслоняющая от нас истину. Если же кто-то приподнимает эту завесу, кажется,
будто поднимается само небо, которое в действительности всегда остается
на месте. 3. Двойственное прочтение: "Небеса" нужно "поднять"
как завесу, как покрывало (Истины), - но и с Небес тем самым приподнимается
покрывало (являя их как Истину). 4. Мехилта: древний раввинский комментарий к книге Исхода. 5 Ха-Шем - "Имя" (имеется в виду Йод-Хе-Вав-Хе - четырехбуквенное
Имя Бога, передающее, согласно преданию, сущность божественного). Непроизносимые
как практически, так и теоретически, эти буквы представляют собой обыгрывание
слова "быть" (иврит). Бог - это То, Что Есть, Было и Будет; Он
- само Бытие. 6. Исход 20:13. 7. Бытие 4:9. 8. В книге Исхода 3:14 Бог открывает Моисею сущность божественного:
"Эхье ашер эхье". Чаще всего эти слова переводятся так: "Я
ЕСТЬ то, что Я ЕСТЬ" ("Я есмь Сущий"). Более точный перевод
с иврита звучал бы так: "Я буду всем, чем буду". В любом случае
хасиды понимают это выражение следующим образом: Бог - все, что есть все,
происходящее в каждый момент. Бог - это Я ЕСМЬ - не существо и даже не Высшее
Существо, но сама Суть всякого существа и всякого существования, само Бытие.
Это значит, что Он - и Каин, и Авель, и вы, и я. Именно это имеет в виду
ребе Авраам, когда говорит, что каждое существо является хранителем или
"сторожем" Я ЕСМЬ. Так же как волна - "сторож" океана
в данной точке пространства и времени, каждый из нас является "сторожем"
Бога. Приняв эту истину по отношению к самим себе, ты примешь ее по отношению
ко всем существам. Жизнь была дарована тебе для того, чтобы ты мог это осознать.
Сайт рассылкиhttp://www.pritchi.net
Источник: Р.Шапиро "Хасидские притчи"
Вы можете оставить
свой комментарий к притче, зайдя в блог
Выпуск №825
Удачи
и мира Вам.
До следующей встречи.
С Любовью, Александр