Сегодня
я познакомлю вас со следующей хасидской притчей - "Проповедь":
Ребе Исраэль, Магид(1) из Козница, ежегодно посещал
Апту. Во время одного из таких посещений старейшины попросили ребе прочесть
во время празднования шаббос(2) проповедь в шуле(3).
Ребе Исраэль отказался.
- В прошлом году, - сказал он, - вы просили меня о том же. Я произнес проповедь
в шуле., но ничего этим не добился. С тех пор у вас ничего не изменилось.
К чему я стану напрягать свой голос?
Укоризненные слова Маггида быстро стали известны всему местечку. Жители
Апты пришли в уныние. Вскоре встречи с ребе попросил некий ремесленник.
- Я не ученый и не святой, - обратился этот чело век к Маггиду, - но я знаю,
что, сказав, будто ваша проповедь не принесла никакой пользы, вы ошиблись.
Я слушал вас в прошлом году. Вы говорили об обязанности каждого еврея практиковать
то, что написано в Псалмах: "Всегда помню о присутствии Господа"(4).
С тех пор я непрестанно стремлюсь к этому. Имя Господа постоянно пребывает
передо мной, явленное как черные огненные буквы на белом огненном фоне,
- это Имя начертано на всех людях и предметах, которые встречаются мне на
пути.
Меня ни на миг не оставляет священный трепет перед Божественным Присутствием.
Маггид улыбнулся этому человеку и извинился перед ним за свои поспешные
выводы:
- Если в прошлом году раскрылась одна душа, возможно, в этом году их будет
две.
В субботу в синагоге Апты Маггид прочел проповедь, после которой многие
обратились к праведной жизни.
1. Маггид (иврит: букв, "рассказчик") - проповедник.
Стремясь как можно сильнее воздействовать на слушателей, дабы побудить их
к справедливости и состраданию, хасиды-проповедники использовали элементы
сценического вокального искусства. 2. Шаббос - суббота. 3. Шул (идиш: букв. "школа") - этим словом восточноевропейские
евреи называли традиционную синагогу. Поскольку в древности одной из важнейших
ее функций было образование, иноверцы Римской Империи называли иудейские
молитвенные дома "школа" - schola по-латыни. 4. Псалом 15:8. Этот текст, называемый Шивити, нередко висел
на стенах синагог перед глазами молящихся. Кроме того, цитируемую строку
нередко пишут на амулетах, а также используют в качестве центральной темы
для медитации и медитативного речитатива. В оригинале она звучит так: Шивити
Адонай ль-негди тамид.
"Всегда помню о присутствии Господа". Данная строка псалма
исходит из самого сердца духовной практики иудаизма. Многие хасиды вновь
и вновь повторяют эту строку, чтобы взглянуть за пределы кажущегося разнообразия
реальности и увидеть первооснову, которая есть Бог.
Жить в непрестанном сознании Божественного Присутствия - значит обрести
духовное пробуждение. Это значит выйти за пределы двойственности, не отвергая
ее, и увидеть во множественном Единого. Это значит увидеть, как недвойственность,
которая есть Бог, проявляется в качестве двойственности, которая есть творение.
Нет ничего, кроме Бога. Шивити не отрицает ничего: дух и материя, небо и
земля, священное и мирское, святое и светское - все это воспринимается как
те или иные грани божественного.
Сайт рассылкиhttp://www.pritchi.net
Источник: Р.Шапиро "Хасидские притчи"
Вы можете оставить
свой комментарий к притче, зайдя в блог
Выпуск №775
Удачи
и мира Вам.
До следующей встречи.
С Любовью, Александр