Сегодня
я познакомлю вас со следующей хасидской притчей - "Видеть или верить":
Ребе Меир был учеником ребе Мордехая из Леховичей. И у него был деловой
партнер - раввин Гершон, ярый миснагед(1) .
Меир то и дело приглашал его в гости к своему ребе-наставнику, но Гершон,
ненавидевший хасидизм всей душой и не желавший знакомиться с хасидским мудрецом,
всякий раз находил причины, по которым якобы никак не может поехать в Леховичи.
Между тем однажды получилось так, что оба приятеля должны были одновременно
прибыть туда по своим коммерческим делам. Узнав, что Гершон тоже будет в
местечке, Меир в очередной раз пригласил его навестить своего ребе. Гершон
понял, что еще одним отказом окончательно обидит друга, и вынужден был принять
приглашение.
Когда они вошли в дом ребе Мордехая, их провели в столовую, где учитель
как раз приступил к обеденной трапезе. Меир побуждал приятеля заговорить
с ребе, спросить что-нибудь, сказать хоть слово, но Гершон молчал, причем,
судя по всему, пребывая в состоянии экстаза. Несколько минут спустя они
покинули дом ребе.
- Что с тобой там стряслось? - спросил Меир.
- Я увидел, что твой ребе ест с таким благочестием, какое мог бы выказать
разве что Коэн ха-Гадол(2) - ответил Гершон.
Потрясенный, Меир оставил приятеля на улице, вернулся в дом своего ребе
и спросил его:
- Ребе, я приезжаю сюда при любой возможности, но ни разу не видел, как
вы служите за трапезой Всевышнему, да будет Он благословен. А мой приятель
- миснагед - зашел всего на минуту, почти под принуждением, и узрел в вашем
поведении за трапезой чудо. Разве это справедливо?
- Справедливость тут ни при чем, друг мой, - сказал ребе Мордехай. - Дело
в том, что твой партнер - миснагед. Ему необходимо увидеть истину собственными
глазами. А ты - хасид. Ты должен верить.
1.Миснагед - противник хасидизма. 2.Коэн ха-Гадол - первосвященник. Первым первосвященником
был Аарон (Исход 28:1); в последующем первосвященником имел право быть лишь
кто-либо из рода Ааронова. Между тем раввины учат: после разрушения Храма
(70 г. н. э.) святость жертвенного алтаря передалась обеденному столу. Готовя
и вкушая пищу со всеми молитвами, предусмотренными до и после еды, и сосредоточивала
за столом на словах Торы, человек возвышает трапезу до уровня такого духовного
деяния, которое эквивалентно священнодействию первосвященника в Храме.
Что увидел Гершон? То, что ребе Мордехай ест с таким осознанием Божьего
Присутствия, какое мог бы выказать лишь Коэн ха-Гадол - первосвященник древнего
Израиля. А что увидел Меир? То же самое, но не нашел здесь ничего необычного.
Дело не в том, что он-де оказался слеп и глух к открывшемуся ребе Гершону,
- просто он не счел это чем-то необыкновенным. Однако поняв, сколь тронут
товарищ тем, что ему самому казалось вполне заурядным, Меир начал сомневаться
в глубине собственного видения. Тогда ребе Мордехай обратил внимание Меира
на различие между видением и верой.
Вера касается неизвестного; видение - известного. Если ты видишь приближающийся
автобус, ты не говоришь: "Я верю, что сейчас сюда подъедет автобус";
ты говоришь: "Смотри, подъезжает автобус". Нет смысла верить в
то, что знаешь. Вера имеет смысл только в отношении неизвестного. Благодаря
этому она духовно выше зрения, но тем самым и опасней.
Альберт Эйнштейн говорил, что самый главный вопрос, который мы должны задать
Вселенной, таков: дружелюбна она по отно шению к нам или нет? На этот вопрос
невозможно ответить заранее, раз и навсегда. Все, что нам остается, - поставить
эксперимент длиною в собственную жизнь. Любой сколько-нибудь плодотворный
эксперимент начинается с гипотезы. В данном случае гипотеза состоит в том,
что Вселенная дружелюбна, то есть благоприятна для человеческой жизни, любви
и самореализации. Чтобы проверить такую гипотезу, необходимо прожить жизнь,
как если бы все обстояло именно так, и посмотреть, что получится. Нужно
верить, что ваша гипотеза верна, и подвергнуть себя риску столкнуться с
последствиями того, что она окажется ложной. Вот почему духовная жизнь так
опасна. Жить духовной жизнью - значит жить на острие веры.
Сайт рассылкиhttp://www.pritchi.net
Источник: Р.Шапиро "Хасидские притчи"
Вы можете оставить
свой комментарий к притче, зайдя в блог
Выпуск №765
Удачи
и мира Вам.
До следующей встречи.
С Любовью, Александр