Сегодня
я познакомлю вас со следующей хасидской притчей - "Что царь, что
нищий":
Однажды ребе Исраэль из Ружина слушал некоего хасида, который превозносил
достоинства своего учителя, ребе Моше Цви из Саврана.
- Ребе Моше - человек необычайной скромности, - говорил хасид. - Он считает
себя недостойным даже самых незначительных проявлений почтения со стороны
окружающих.
Хасид сделал паузу, ожидая, что ребе Исраэль похвалит его учителя за скромность,
но тот молчал. Хасид продолжил:
- В одном местечке настолько почитают моего ребе, что всякий раз, как он
туда приезжает, чуть ли не все местные жители выходят его встречать.
- И это доставляет ему беспокойство? - спросил ребе Исраэль.
Еще какое! Помню, вначале он сказал, что люди, должно быть, восхищены совершенством
конструкции и изяществом отделки его экипажа. Затем ребе высказал надежду,
что люди любуются его лошадьми. Но в конце концов он понял, что горожане
чтят его самого. Ребе стало так грустно из-за суетности людей, что его начало
тошнить. Шум, который устроили в честь прибытия ребе, был настолько ему
неприятен, что его просто вырвало!
- Неббих(1) - воскликнул ребе Исраэль. - Вот несчастье! Неужели нельзя
было отреагировать на оказанную честь иначе, кроме как рвотой? Да ведь все
так просто: оказывают тебе почести - просто принимай их, не оказывают -
вообще о них не думай; много ли они значат, в конце концов? Нашего бедного
брата вырвало не от самих почестей, но от чрезмерной одержимости ими.
Хасиды ценят скромность, считая ее признаком духовной зрелости. Но
что такое скромность? В этой притче мы встретим три ее вида. Первый, насквозь
фальшивый вид смирения: ребе Моше высказывает предположение, что люди на
улице восхищаются его экипажем и лошадьми, а не им самим. Такое замечание
могло ввести в заблуждение преданного ему ученика, но не нас. Ребе Моше
прекрасно знал, что люди пришли почтить именно его, а не лошадей.
Второй вид скромности ближе к подлинному смирению, но и в нем еще немало
фальши; мы сталкиваемся с этим в эпизоде, когда ребе тошнит. Его желудок
отказывается принимать пищу, поскольку ребе убежден, что не заслуживает
оказываемого ему почтения. Ребе Моше одержим идеей собственного ничтожества,
но подобная одержимость как раз и говорит о том, что он еще слишком эгоистичен
и тщеславен. В таких случаях человек напоминает лису, потупившуюся от скромности
при виде курятника.
Подлинной скромности учит ребе Исраэль: когда тебе оказывают почести, принимай
их спокойно; если же почести обходят тебя стороной, спокойно оставайся и
сам в стороне. Не придавай почестям особого значения, но и не подчеркивай
их тщетность. Они как дождь: приходят и уходят; глупо вообще поднимать шум
по этому поводу.
То, что человек не поднимает шума, доказывает его духовную зрелость в большей
степени, чем показная скромность. Тот, кто жаждет поклонения окружающих,
и тот, кто бежит от такого поклонения, одинаково вовлечены в собственную
личностную драму. Лучше просто позволить событиям идти своим чередом и не
делать вид, будто тебя-то всё это не касается.
1. Неббих (идиш) - глупец, растяпа, неудачник.
Сайт рассылкиhttp://www.pritchi.net
Источник: Р.Шапиро "Хасидские притчи"
Вы можете оставить
свой комментарий к притче, зайдя в блог
Выпуск №735
Удачи
и мира Вам.
До следующей встречи.
С Любовью, Александр