Сегодня
я познакомлю вас со следующей хасидской притчей - "Алфавит печали":
Однажды один из внуков ребе Менахема Мендля из Любавичей впал в глубокое
уныние. Это заметили его друзья и, чтобы встряхнуть и развеселить, спросили:
- Ты чего такой грустный?
- Алеф-бейс(1), - был ответ.
- Алфавит? - воскликнули друзья. - Мы все выучили алфавит, когда были еще
совсем малышами, но никто из нас не унывал из-за него. Что же ты знаешь
такое, что не известно нам?
- Не весь алфавит меня печалит, - уточнил юный хасид, - а только две первые
буквы, алеф и бейс.
Видя, что друзья его не понимают, он продолжил:
- С алефа начинается слово анохи, то есть "я"; с бейс - брешиитп,
то есть "в начале". Теперь вам ясно, почему я так опечален?
Друзья переглянулись, поняли, что никто из них не имеет ни малейшего представления,
о чем идет речь, и пожали плечами.
- Меня волнует, - закончил молодой хасид, - что "я" всегда стоит
"в начале" любых наших действий. Каждому начинанию, каждому предприятию
предшествует "я". Как я могу действовать бескорыстно, если все
мои усилия с самого начала небезупречны?
1. Алеф-бейс - еврейский алфавит.
Внук ребе Менахема Мендля столкнулся с классическим противоречием,
которое может стать ключом к духовному пробуждению. Он знает: только отказавшись
от "я", можно познать Бога; и в то же время знает, что такой отказ,
поскольку его осуществляет само эго, не может быть подлинным. Если "я"
стоит на первом месте и является инициатором всех действий, включая отказ
от самого себя, у человека нет никакой возможности ускользнуть от эго, и
значит, никаких надежд познать Бога.
Однако Тора предлагает нам совершенно другую картину реальности. Первые
слова книги Бытия таковы: Брейшит бара Эло-хим - "В начале сотворил
Бог..." Здесь Бог, несомненно, оказывается первым. Так кто же прав
- внук ребе или Тора? Похоже, что некоторая доля истины есть в обеих позициях,
хотя они вроде бы исключают друг друга. В этом и состоит неразрешимое противоречие.
Но выход есть. Нужно принять оба подхода, - именно это нам подсказывает
Тора: Анохи Адонай Элохеа - "Я Господь, Бог твой" (Исход 20:2).
Анохи само по себе является Богом! Когда осознаешь, что Бог - во всем, раскрывается
подлинная природа твоего "я"; больше нет эгоизма, порождаемого
заблуждением, будто ты не являешься Богом. Бог и эго не исключают друг друга;
эго - просто один из способов присутствия Бога в мире.
Сайт рассылкиhttp://www.pritchi.net
Источник: Р.Шапиро "Хасидские притчи"
Вы можете оставить свой
комментарий к притче, зайдя в блог
Выпуск №675
Удачи
и мира Вам.
До следующей встречи.
С Любовью, Александр