Думаю, что сегодня будет полезно рассказать
вам следующую хасидскую притчу - "В поисках прецедента":
Когда Леви Ицхака(1) попросили стать ребе Бердичева, он согласился при
условии, что старейшины не будут привлекать его к обсуждению вопросов местного
самоуправления, за исключением тех случаев, когда они соберутся принимать
новые законы. Пару месяцев спустя старейшины пригласили его на городской
совет. Когда он явился, глава общины обратился к нему:
- Спасибо, ребе, что почтили нас своим присутствием. Нам нужен ваш совет.
Мы собираемся огласить новый закон, запрещающий нищим стучаться в двери
горожан с просьбой о милостыне. Отныне бедняки будут ежемесячно
получать помощь из общинной казны.
Глава общины замолчал, ожидая ответа. Он полагал, что Леви Ицхаку потребуется
некоторое время на то, чтобы обдумать ответ, - ведь сами старейшины обдумывали
данный законопроект несколько месяцев. Но ребе отреагировал сразу же.
- Насколько я помню, - сухо заметил он, - вы обещали приглашать меня только
для обсуждения новых законов. Данное дело, вне всяких сомнений, не отвечает
этому требованию.
- Но почему же, ребе?.. Мы ведь в самом деле обсуждаем совершенно новый
закон, - возразил сбитый с толку глава общины, - он в самом деле не имеет
прецедентов.
Ребе Леви Ицхак грустно покачал головой и сказал:
- Друзья мои, вы ошибаетесь. Этот закон известен со времен Содома и Аморы
, ибо там тоже были законы, позволяющие горожанам уклоняться от своих обязанностей
перед бедняками.
Совет отклонил обсуждавшийся законопроект.
Комментарий:
1. Леви Ицхак (1740-1810). Почитаемый почти в той же мере, что и сам Бешт,
он подвергался преследованиям со стороны противников хасидизма и, прежде
чем стал бердичевским ребе, несколько раз был вынужден отказываться от раввинского
статуса. В основе его учения лежит идея смирения. Какими бы ни были наши
достижения, они ничто по сравнению с величием Бога. Смирение приходит, когда
мы размышляем о том, что Бог присутствует во всем.
2. Содом и Амора (Гоморра) - города, разрушенные Богом за жестокость, эгоизм
и алчность их обитателей.
Быть добрым, великодушным, справедливым и праведным неудобно. Почему? Потому
что инстинкт побуждает нас не к праведности, а к самосохранению. В первобытном
уме содержится стандартный набор кодов-инструкций: съешь или будешь съеден;
убей или будешь убит. Это - не нравственные суждения. Это простой опыт выживания.
Нравственность возникает с развитием серого вещества и высших функций мозга.
Привносить нравственные категории в первобытный ум так же трудно и опасно,
как бороться с аллигатором. Как аллигатор корчится и пытается выскользнуть
из рук, точно так же будет вести себя и первобытный ум, для которого единственное
доброе и справедливое дело - утолять голод его носителя.
И нередко он побеждает. Мы принимаем эгоистичные законы, придавая им видимость
сострадательности. Это касается и отдельных людей, и целых народов. Леви
Ицхак напомнил об этом бердичевским законодателям. К их чести, они признали
его правоту и не приняли несправедливый закон. А как бы поступил ты? Ведь
ты тоже признаешь законы. Ты тоже следуешь в своей жизни каким-то правилам
и ссылаешься на них, когда тебе приходится доказывать кому-то свою правоту.
Прислушайся к себе. Действительно ли эти правила справедливы или же они
служат лишь оправданием твоего эгоизма? Всякий раз, когда ты устанавливаешь
для себя новое правило, посоветуйся с Леви Ицхаком. Спроси его, действительно
ли это правило служит благу всех людей или же оно защищает только твои личные
интересы.