Думаю, что сегодня будет полезно рассказать
вам следующую хасидскую притчу - "Покажи мне":
Однажды к ребе Шалому пришла женщина с какой-то личной бедой.
- Я сделала все, что могла, ребе, - пожаловалась она, изложив суть проблемы.
- Теперь все зависит от милости Божьей, а ею я могу заручиться только через
вас, ребе. Пожалуйста, помолитесь за меня Господу!
Ребе в этой просьбе сразу отказал:
- Вера - вот самое главное, почтеннейшая.
Посетительница пришла в глубокое уныние. Эта честная благочестивая женщина
очень нуждалась в помощи. С ее точки зрения, у ребе не было никаких оснований
для отказа. Набравшись духу, она вымолвила:
- Да разве я буду спорить с вами, ребе...
- И все-таки споришь, - резко ответил он. - Уж не думаешь ли ты, что понимаешь
эту ситуацию лучше меня?
- Я женщина неученая, - ответила она спокойно, - но знаю кое-что из Торы.
Так вот, там сказано, что когда наших предков едва не настигло войско фараона
на берегу Красного моря, Бог вначале спас их*, и только потом они уверовали
в Него . Спасение предшествовало вере. Я точно такая же. Если Бог выручит
меня сейчас, в данной ситуации, я, несомненно, тоже уверую.
- Этого еще не хватало! - закричал ребе Шалом. - Какая-то неграмотная женщина
собирается учить меня Торе! Никто до сих пор не мог превзойти меня в толковании
Торы!
Женщина стояла молча, не отстаивая свою точку зрения, но и уходить так просто
не собиралась. Вдруг лицо ребе расплылось в улыбке, а затем он от всей души
расхохотался:
- Впрочем, что я говорю. Никто - до сегодняшнего дня! Да, да, никто, кроме
тебя!
Ребе помолился за эту женщину, и Бог дал ей то, в чем она нуждалась.
Комментарий: Есть два вида духовности. Одна основывается на вере
в спасительную милость Бога. Другая не основывается ни на чем. Женщина из
нашего рассказа представляет первый тип духовности, а ребе Шалом - второй.
На иврите две разновидности веры называются эмуна и битахон.
Эмуна - вера во что-то. Битахон - это в буквальном смысле доверие. Для эмуна
должно быть "нечто", во что человек верит. Битахон есть уверенность
в том, что все происходящее с нами само по себе уже является путем к спасению,
- только нужно обладать неусыпной духовной зоркостью.
Битахон - труднодостижимое состояние. Ребе Шалом требовал от пришедшей к
нему женщины того, на что не были способны даже спутники Моисея. Израильтяне
не могли поверить Господу и бестрепетно встретить очередное испытание даже
когда Бог явил Свою силу, наслав на фараона "десять казней египетских".
Вместо этого они начали паниковать и просить Бога снова их спасти.
Просить Бога о помощи - признак веры, но не глубочайшей веры. Ребе Шалом
забыл, как трудно обрести битахон. Женщина напомнила ему, что такая вера
большинству недоступна; нам нужны знаки. Женщине, в ее ситуации, достаточно
было эмуна. А к чему стремишься ты?