Думаю, что сегодня к месту будет
рассказать вам следующую хасидскую притчу "Алфавит печали":
Однажды один из внуков ребе Менахема Мендля из Любавичей впал в глубокое
уныние. Это заметили его друзья и, чтобы встряхнуть и развеселить,
спросили:
- Ты чего такой грустный?
- Алеф-бейс, - был ответ.
- Алфавит? - воскликнули друзья. - Мы все вы учили алфавит, когда
были еще совсем малышами, но никто из нас не унывал из-за него. Что
же ты знаешь такое, что не известно нам?
- Не весь алфавит меня печалит, - уточнил юный хасид, - а только две
первые буквы, алеф и бейс.
Видя, что друзья его не понимают, он продолжил:
- С алефа начинается слово анохи, то есть "я"; с бейс -
брешиитп, то есть "в начале". Теперь вам ясно, почему я
так опечален?
Друзья переглянулись, поняли, что никто из них не имеет ни малейшего
представления, о чем идет речь, и пожали плечами.
- Меня волнует, - закончил молодой хасид, - что "я" всегда
стоит "в начале" любых наших действий. Каждому начинанию,
каждому предприятию предшествует "я". Как я могу действовать
бескорыстно, если все мои усилия с самого начала небезупречны?
Комментарий: Внук ребе Менахема Мендля столкнулся с классическим
противоречием, которое может стать ключом к духовному пробуждению.
Он знает: только отказавшись от "я", можно познать Бога;
и в то же время знает, что такой отказ, поскольку его осуществляет
само эго, не может быть подлинным. Если "я" стоит на первом
месте и является инициатором всех действий, включая отказ от самого
себя, у человека нет никакой возможности ускользнуть от эго, и значит,
никаких надежд познать Бога.
Однако Тора предлагает нам совершенно другую картину реальности. Первые
слова книги Бытия таковы: Брейшит бара Элохим - "В начале сотворил
Бог..." Здесь Бог, несомненно, оказывается первым. Так кто же
прав - внук ребе или Тора? Похоже, что некоторая доля истины есть
в обеих позициях, хотя они вроде бы исключают друг друга. В этом и
состоит неразрешимое противоречие. Но выход есть. Нужно принять оба
подхода, - именно это нам подсказывает Тора: Анохи Адонай Элохеа -
"Я Господь, Бог твой" (Исход 20:2).
Анохи само по себе является Богом! Когда осознаешь, что Бог - во всем,
раскрывается подлинная природа твоего "я"; больше нет эгоизма,
порождаемого заблуждением, будто ты не являешься Богом. Бог и эго
не исключают друг друга; эго - просто один из способов присутствия
Бога в мире.