Сегодня хочу познакомить Вас со
следующей мудрой еврейской, а точнее хасидской, историей - "Самоограбление":
Ребе Екиль Меир из Гостинина поехал как-то в канун святой
недели Шавуос к своему ребе-наставнику Мена-хему Мендлю из Коцка. По
возвращении Меира тесть спросил у него:
- И что же ты узнал за время своего пребывания в Коцке?
- Был Шавуос, - ответил ребе Екиль, - и мы изучали Десять Заповедей.
- Какое совпадение! - иронически заметил тесть. - У нас здесь тоже,
представляешь, был Шавуос, и мы тоже изучали Десять Заповедей. Или,
может, в Коцке другие Заповеди, и ты отправился в такую даль, чтобы
познакомиться с ними?
- А ведь и вправду! - воскликнул Екиль Меир. - Коцкие Заповеди отличаются
от здешних.
- Как это? - недоверчиво спросил тесть.
- Что, например, вы узнали из заповеди "Не укради"?
- То, чему она и учит, - продолжал недоумевать тесть: - не забирай у
другого то, что не твое.
- В этом-то и разница. В Коцке я узнал, что нельзя воровать не только
у других, но и у себя самого.
Комментарий: Что человек ворует у себя самого? То, что ему
наиболее желанно. А каким образом он это у себя ворует? В слепом желании
заполучить. Например, ты жаждешь уверенности в чем бы то ни было, и
для того ищешь Истину с большой буквы. Но чем ближе ты к ней, тем яснее:
абсолютно ни в чем нельзя быть уверенным. Само вожделение получить чаемое
стоит преградой на пути к нему.
То, чего ты так жаждешь, самолично взять невозможно - можно лишь получить.
И не воображай, что путь к нему - восхождение на заоблачную вершину.
Напротив, нужно стоять у подножья горы и ждать, когда чаемое само скатится
вниз. "Победитель" в жизни - не тот, кто одолевает вершины,
но тот, кто умеет ждать у подножия.
1. Шавуос (ИЛИ Шавуот, "недели") -
праздник, название которого происходит от повеления Торы отсчитывать
семь недель от пасхального урожая ячменя до второго урожая. В историческом
аспекте Шавуос представляет собой годовщину откровения Десяти Заповедей
на горе Синай. Мистики готовились к празднику посредством особого ритуала
- Тиккун Лейл Шавуос (исправление в канун Шавуос) - всенощного чтения
священных текстов, призванных настроить сознание каббалиста на личное
переживание откровения ко времени утренней зари.
2. Десять Заповедей (Асерет ха-Диброт- "Десять повелений")
- заповеди, данные Господом на горе Синай семь недель спустя после исхода
евреев из Египта. Десять заповедей упоминаются в Торе дважды: впервые
в книге Исход 20:1-14, а затем, с небольшими отличиями, в книге Второзаконие
5:6-18. Моисей велел евреям повторять эти заповеди дважды в день (Второзаконие
6:6-7), и они читали их утром и вечером. Впоследствии раввины заменили
этот ритуал двукратным чтением Шма: "Слушай, Израиль, Господь -
Бог наш, Господь наш Един". Однако адепты некоторых сектантских
ответвлений иудаизма продолжают настаивать, что Бог явил народу только
лишь Десять Заповедей и потому они выше всех последующих нововведений
и других законов Торы.