Сегодня хочу познакомить Вас с буддийской
притчей "Я находился возле тебя":
Чтобы лицезреть Майтрейю, нужно было созерцать его тантрическим
способом. Для этого Асанга нашёл Учителя, владевшего тантрическим способом
созерцания Майтрейи, получил от него посвящение и ушёл в пещеру для
медитации. В первые три года он созерцав строго по правилам, указанным
Учителем, с чтением мантр. Но время прошло без всякого заметного успеха.
Майтрейю он не увидел даже во сне. Тогда он упал духом и пошёл скитаться
по миру. Однажды он встретил старика на берегу высохшей речки. Когда
Асанга подошёл к нему, тот был занят вязанием рыбацкой сети. Асанга
спросил его с удивлением:
-- Это чем вы занимаетесь?
Старик ответил:
- Я вяжу сети для ловли рыбы.
- Но где же у вас вода, в которой водилась бы рыба? - поинтересовался
Асанга.
Старик, показав пальцем на высохшую реку, сказал:
- По этому руслу в будущем потечёт вода, и будет рыба.
Асанга задумался и пришёл к выводу, что он недостаточно занимался созерцательной
практикой, ибо простые смертные, борясь за жизнь и надеясь на почти
несбыточное, не отступают от жизненной цели и продолжают упорно действовать,
а он, возжелав лицезреть Победоносного, отступил от поставленной цели.
С этими мыслями Асанга вернулся в пещеру.
Прошло ещё три года практики, но по-прежнему ему не удалось увидеть
Майтрейю даже во сне. На этот раз, проходя мимо заброшенной каменоломни,
он заметил человека, который тёр большой кусок камня о другой камень.
Асанга подошёл к нему и спросил:
- Для чего вы трёте эту глыбу?
Человек объяснил:
- Я знаток драгоценных камней, особенно алмазов. У этой глыбы, что у
меня в руках, есть тонкие белые жилки, которые сходятся, как лучи, в
центре. Это признак того, что в центре глыбы есть алмаз. Но если я разобью
глыбу кувалдой, то разобьётся и алмаз, поэтому путём трения о другой
камень я постепенно доберусь до самого алмаза и буду богатым человеком.
Всякое богатство даётся тяжёлым трудом.
Асанга, услышав такое, задумался и сказал себе:
- Если люди не жалеют силы и энергии ради собственного обогащения, то
как же я слаб в поисках руководства по Пути, ведущему к Нирване. Нужно,
не жалея сил, продолжать тантрическую практику.
Он снова вернулся в пещеру и продолжил созерцание Майтрейи.
Прошло ещё три года, но он не почувствовал каких-либо сдвигов. Асанга
подумал: "Я просидел с целью лицезреть Майтрейю девять лет в созерцательной
практике и ничего не добился. Видимо, мне кармически в этой жизни не
суждено осуществить задуманное, и посему выражаю пожелание перед Майтрейей,
чтобы я смог увидеть его и получить наставления по путям совершенствования
в будущей жизни".
И опять отправился он скитаться. На этот раз Асанга проходил под большой
каменной террасой и обратил внимание на капли воды, постоянно капающие
сверху с определённым интервалом в одно и то же место, отчего в нём
образовалось чашеподобное углубление. Это поразило его: "Сколько
лет и сколько капель падало на каменную плиту, чтобы в ней появилось
такое углубление? Видимо, не один десяток лет понадобился каплям, чтобы
выточить такую чашу".
И тут понял Асанга, что во всех деяниях требуется упорство и настойчивость
для достижения поставленной цели: "Ведь я ищу Будду Майтрейю, чтобы
получить от него учение о пути совершенствования, и все не достигаю
желанного результата из-за лени и недостатка упорства. Надо упорствовать
до полной победы. Не перестану созерцать, пока не увижу его".
И так он просидел ещё три года. Теперь на созерцание ушло уже в общей
сложности двенадцать лет. Но он так и не замечал никаких результатов.
Только изредка интуиция подсказывала ему, что цель недалеко.
Опять покинул Асанга пещеру. Ни о чём не думая, ни на что не обращая
внимания, брёл он, не понимая, куда идёт и зачем. Он уже ничего не искал:
ни богатства, ни счастья, ни Майтрейи. Ничто не волновало и не трогало
его. Шёл он, куда ноги несли. Но тут он неожиданно наткнулся на лежавшую
у дороги больную собаку. Ещё издалека он слышал, как жалобно она скулит.
Подойдя ближе, он заметил глубокую рану на задней ноге, и в этой ране
было полно кишащих червей. Собака беспомощно лизала рану и жалобно глядела
на него слезящимися глазами. Он долго смотрел на неё, обдумывая, чем
же ей помочь. Вдруг всё его тело охватила дрожь, в глубине души неожиданно
зародилось сильное чувство сострадания. Рассудочное желание помочь собаке
сменилось горячим, страстным стремлением спасти её во что бы то ни стало.
Рванувшись к ней, он дотронулся до раны и тут обратил внимание на шевелящихся
червей - с той же силой, что и собаку, он пожалел и червей. Его задача
усложнилась, ибо выбросить червей на землю - значило погубить их. Чувство
жалости всё больше и больше нарастало и наконец охватило всё его существо.
Все мысли были поглощены одним стремлением: спасти и собаку, и червей.
Во всём его внутреннем мире не существовало ничего реального, кроме
этой мысли, этой задачи. Он выхватил костяной нож, который носил с собой
повсюду, он сделал это бессознательно; инстинктивно раскроил себе бедро
и стал вытаскивать червей из собачьей раны, осторожно перенося их на
свою рану. В тот же момент собака чудесно преобразилась в Майтрейю -
в радужном сиянии, в том самом облике, в котором Асанга представлял
его во время созерцания в течение двенадцати лет.
Асанга в изумлении кинулся к Его ногам и возмущенно воскликнул:
Для того ли я двенадцать тяжелейших лет созерцал, увидеть тебя в облике
раненой собаки?!
Майтрейя отвечал ему:
- Все материальные дхармы (вещи) возникли из шуньяты (пустоты), дальше,
в своём развитии, они пространственно объединяются благодаря созидательной
силе земли и воды. Объединяясь, они становятся материальными объектами,
обладающими различными качествами, как то: красотою или безобразием
формы, полезными или противоположными этому качествами. Все эти различные
качества вещей, возникшие в момент объединения элементов материи, которые
действуют на клешу-авидью (оковы-невежество), называются иллюзиями чувств.
Эти иллюзии чувств остаются у человека до тех пор, пока он не ощутит
просветление. С появлением просветления спадает завеса иллюзии. Только
тогда человек способен увидеть, почувствовать коренную природу вещей
как шуньяту, и тогда он способен лицезреть подлинную природу Будды.
Ты, Асанга, только сейчас снял этот занавес иллюзии благодаря зарождению
в тебе мышления бодхисаттвы, которое выразилась жалостью, состраданием
к раненой собаке. А ведь я находился возле тебя с того самого момента,
когда ты сел созерцать меня. Я не отходил от тебя ни на мгновение в
течение двенадцати лет. Через три года ты, разочарованный, ушёл из пещеры
и встретил старика, вязавшего сеть, - это был Я. Ещё через три года
ты снова покинул пещеру и увидел человека в каменоломне - это тоже был
Я. Ещё через три года ты покинул это место и обратил внимание на водную
капель - и это был Я. Наконец, в четвёртый раз ты ушёл из пещеры, и
теперь тебе суждено было обрести бодхисаттовский альтруизм, и ты увидел
Меня в образе собаки. Грешные люди верят в иллюзию, как в истину, и
не верят словам Будды.
Сайт рассылкиhttp://www.pritchi.net
Источник: Притчи
человечества. /Сост. В. В. Лавский.
Выпуск №429
Удачи
и мира Вам.
До следующей встречи.
С Любовью, Александр