Сегодня, в предверии Прощеного Воскресения и Великого Поста, хочу обратить
Ваш взор на притчу Идрис Шаха "САМОДОВОЛЬНОЕ РАСТЕНИЕ":
В роду Джан Фишан Хана передают историю о том, как некий эмир, сопровождаемый
внушительной свитой, предпринял путешествие через всю Аравию, чтобы
навестить великого мудреца. По прибытии он был принят с соответствующими
его рангу почестями и богато одарен.
Многие из окружения Джан Фишана ожидали, что, преодолев столь трудный
путь, принц засыпет Хана бесчисленными вопросами - или, напротив, станет
безмолвно впитывать мудрость, извлекая ее из самого пребывания в присутствии
великого Мастера.
Однако за минуту до того, как о высоком госте было официально объявлено,
Хан произнёс:
- Наблюдайте внимательно за нашей беседой, ибо подобный опыт дается
редко.
Эмир вступил в зал и промолвил:
- Подтверди мой сан, ибо я не принадлежу к роду Хашимитов. Испокон веков
вся аристократия получала такое подтверждение из рук твоих предков.
Джан Фишан произнес:
- Желаешь ли ты церемонии с соблюдением этикета и вручением верительных
грамот - или же ты ищешь ответа на вопрос?
- Я бы хотел и того, и другого, если возможно. Но если я могу получить
только одно, то я желаю ответа на свой вопрос, - ответил эмир.
- Поскольку ты проявил отсутствие алчности и попросил одного, тебе будет
даровано и другое, - сказал Джан Фишан Хан. - Я подтвержу или отвергну
твое право на титул своим ответом на твой философский вопрос.
- Вот мой вопрос. Почему столь многие суфии не воспринимают всерьез
великие деяния, героизм, терпение и благородство, являющиеся наследием
и славой арабов?
Джан Фишан промолвил:
- Вот тебе мой ответ. Он не только прояснит нашу позицию, но и укажет
тебе, в чем может заключаться твоя подлинная роль как аристократа среди
арабов.
- Мы не одобряем, а иногда даже высмеиваем те качества, которыми многие
гордятся. Потому что они - минимум, а не максимум того, что человек
может обрести. Героизм, преданность, терпение, гостеприимство или иные
благородные качества - та точка, с которой человек только начинается.
Что он - животное или растение, чтобы гордиться способностью вести себя
пристойно? Почему люди должны превозносить его и стараться ему подражать?
Напротив, ему пристало стыдиться, что он далеко не всегда ведет себя
достойно, и быть благодарным за то, что он способен на великие деяния.
Выслушав это, аристократ отказался от титула эмира, сказав:
- Словом "эмир" часто обозначают людей, находящихся на самой
низшей ступени - так почему оно должно быть приложимо ко мне? Тот, кого
мы зовем "обычным человеком" - то есть тот, кто почти не обладает
благородными качествами, недостоин даже, чтобы его сочли Странником,
пока он не возвысился внутренне до стадии, именуемой "Высочество"
или "Возвышенность".
Один из сопровождавших его воскликнул:
- Как! Вы намерены пожертвовать славой своего рода ради того, что могли
вычитать в книгах?
Эмир ответил:
- Оттого, что я мог вычитать это в книгах, оно не перестало быть правдой.
Возможно, я и читал об этом в книгах, но не придал этому значения. Но
если я действительно когда-либо читал об этом, тогда я вдвойне достоин
порицания. Ибо я предал свою способность воспринимать прочитанное, проигнорировав
то, что могло бы помочь мне обрести статус человека, выведя меня из
статуса самодовольного растения.