На этот раз я познакомлю Вас с очередной притчей в изложении Идрис
Шаха "Смысл легенды". Она интересна тем, что И.Шах
разъясняет нам ее образы, давая ключ к пониманию других притч.
Сейид имам Али Шах обращает внимание на древнюю легенду,
в сюжете которой используются египетские пирамиды, и затем поясняет
способ, которым были изобретены истории для целей обучения.
История повествует, что у одного фараона была тайная комната, построенная
в его гробнице при его жизни для того, чтобы все его сокровища могли
последовать за ним в следующий мир.
Строитель, однако, открыл тайну двум своим сыновьям. Он сказал: "Я
умру бедным, но у вас будет возможность проникнуть в сокровищницу по
тайному ходу, план которого я оставляю вам в наследство, ибо правитель
- узурпатор, он вытянул золото из бедняков вроде нас".
Но, когда сыновья похитили часть золота, один из них попался в скрытую
ловушку. Он убеждал своего брата отрубить ему голову, чтобы их семья
не была схвачена и могла продолжать проникать в гробницу. Исчерпав возражения,
брат так и сделал, и удачно выбрался из западни.
Обнаружив тело без головы, правитель был удивлен. Он приказал привязать
тело к стене и охранять его. Родственники, рассудил он, захотят вернуть
тело, и, если они попытаются сделать это, их схватят.
Но уцелевший брат был умен. Он достал несколько бурдюков с вином, навьючил
их на осла и подстроил так, что они свалились на дорогу неподалеку от
стражников. Стражники забрали бурдюки и выпили отравленное вино. Когда
они опьянели, брат похитил тело, чтобы похоронить его.
Сейид утверждает, что этот рассказ поясняет, что события соответствуют
умственной деятельности. Сокровище символизирует знания, накопленные
людьми, фараон - это порочная склонность ума мешать людям учиться тому,
что полезно для них. Отец - человек, знающий, как получить знание, а
два его сына - два состояния ума. Первый брат представляет безрассудную,
но обладающую богатым воображением функцию, второй символизирует выживающий,
активный принцип, который столь же изобретателен.
"Таким образом, так же как и любым другим, - продолжает имам Али
Шах, служение человечеству продолжается.
Обратите особое внимание, что процесс обучения происходит необычным
способом."
"Этой истории не обязательно быть нереальной, чтобы быть важной
для иллюстрации обучения."