Сегодня хочу рассказать даосскую притчу "Возвращение к
единству":
У соседа Учителя пропал баран. Чтобы его найти, сосед поднял на ноги
всю общину и попросил Учителя дать его учеников.
- Зачем так много людей для поисков одного барана? - спросил Учитель.
- На дороге много развилок, - ответил сосед.
- Отыскали барана? - спросил Учитель, когда они вернулись.
- Нет! Пропал!
- Почему же пропал?
- После каждой развилки на дорогах ещё развилки. Мы не знаем, по которой
баран ушёл, поэтому и вернулись.
От огорчения Учитель изменился в лице и надолго умолк. За весь день
он ни разу не улыбнулся. Удивляясь, ученики спросили его:
- Почему вы перестали говорить и улыбаться? Ведь баран - скотина дешёвая.
К тому же он вам не принадлежал.
Учитель ничего не ответил, и они ничего не поняли. Один из учеников
поведал обо всём судье. На другой день судья вместе с этим учеником
пришёл к учителю.
- Осмелюсь задать вам вопрос, - сказал судья, - кто из трёх братьев
прав, а кто - не прав?
Некогда три брата учились у одного наставника. Постигнув учение о милосердии
и долге, они вернулись домой.
"Каково же учение о милосердии и долге?" - спросил их отец.
Старший брат ответил: "Милосердие и долг велят мне беречь самого
себя, а затем уж свою славу".
Средний брат ответил: "Милосердие и долг велят мне стремиться к
славе, не жалея при этом себя".
А младший брат сказал: "Милосердие и долг велят мне сохранить и
жизнь и славу".
- А на чьей стороне истина в другой истории? - спросил Учитель. - Перевозчик,
который жил на берегу реки, привык к воде, он смело плавал и управлял
лодкой. На переправе он зарабатывал столько, что ему хватало прокормить
сотню ртов. И вот, захватив с собой провизию, к нему приходят учиться.
И чуть ли не половина учеников тонет. Вот какой вред причинило многим
то, что одному принесло такую пользу!
Судья встал и молча вышел, а ученик, который его привёл, стал укорять:
- Зачем ты задал такой далёкий от темы вопрос? Учитель ответил так туманно.
В результате я ещё больше запутался.
- Увы! - сказал судья. - Ты жил вблизи Преждерожденного, упражняясь
в его учении, и так плохо его понимаешь!
Если баран пропал от того, что на дороге много развилок, то философы
теряют жизнь от того, что наука многогранна. Это не означает, что учение
в корне различно, что корень у него не один. Но это показывает, как
далеко расходятся его ветви. Чтобы не погибнуть и обрести утраченное,
необходимо возвращение к общему корню, необходимо возвращение к единству.