То,
что люди называют истиной, связано с их ситуацией, но они не смогут
найти ее, пока не осознают этого. Сегодняшняя притча показывает, что
никакого прогресса добиться невозможно, если человек не познает относительную
истину.
Однажды, во время пребывания Насреддина при дворе, король
пожаловался ему, что его подданные лживы. Насреддин сказал: "Ваше
величество, истины бывают разные. Прежде чем люди смогут использовать
относительную истину, им необходимо практически познать реальную истину,
но она всегда пытаются делать все наоборот. В результате люди слишком
бесцеремонно обращаются со своими же искусственными истинами, подспудно
чувствуя, что это не более, чем выдумка."
Все это показалось королю слишком сложным. "Вещи должны быть истинными
или ложными. Я заставлю людей говорить правду, и с помощью этого они
приобретут привычку быть правдивыми."
На следующее утро перед открытыми городскими воротами красовалась виселица,
которую окружали гвардейцы короля во главе с капитаном. Глашатай объявил:
"Каждый, кто войдет в город, должен прежде всего правдиво ответить
на вопрос капитана королевской гвардии."
Насреддин, поджидавший снаружи, вошел в город первым. Капитан спросил:
"Куда ты идешь? Говори правду, иначе тебя повесят."
Насреддин ответил: "Я иду, чтобы быть повешенным на этой виселице."
"Я не верю тебе!"
"Прекрасно. Если я солгал, - повесь меня."
"Но это будет означать, что ты сказал правду."
"Вот именно, - сказал Насреддин, - вашу правду."
*И.Шах "Суфизм".-М.: "Клышников, Комаров
и Ко", 1994.- 84с