"Как зима ни злится, а всё равно весне покорится." "Март морозам на нос
садится." "Ни в марте воды, ни в апреле травы."
Март – время прилета пернатых.
Тяжелый труд закончен. Как светло.
Движение в стволах произошло.
Все ярче тени и чернее снег.
Стремительный свершится бег.
фото Володи Бадаева
Имя свое месяц март получил в честь древнего бога войны Марса. На Руси его звали капельником, протальником, весновеем, грачевником.
Март февралю-бокогрею — младший брат. В марте мороз скрипуч, да не жгуч. С марта-пролетья весна начинается. С крыш хоть и капает, а мороз за нос
цапает. Март и снегом сеет, и солнцем греет. Мартовский гром — признак плодородия. В марте облака плывут высоко и быстро — к хорошей погоде. Частые
мартовские туманы — признак дождливого лета. Кукушка часто и сильно кукует по весне — верный указатель приближающегося тепла.
В конце марта у медведей пошли «потягушеньки».
Если в марте вода не течет, то в апреле трава не растет.
На исходе марта щука хвостом лед разбивает.
В марте осина ярко зеленит кору, раскрытые почки обметает пушок.
25 марта — Феофан нагоняет туман. Была примета, что туман предвещает урожай на лен-долгунец и коноплю. В этот день в первые часы дня выходили на
улицу.
26 марта — тропинки чернеют.
27 марта — Федор-скотник. На это весеннее время приходится линька скотины. В этот день выводили хозяева свою скотину во двор, чистили, заговаривали от
дурного глаза, от неспокойствия.
28 марта — если чайка прилетела, скоро лед сойдет.
29 марта — сани покинь, телегу подвинь. До большой воды надобно было снарядить телегу — и колеса крепить, и оглобли ладить.
30 марта — Алексей теплый. Алексей — с гор вода. Алексей — божий человек. На Алексея на юге доставай ульи. Рожденный в этот день наделен добрым
нравом, возле него спокойно, легко. Его мудрая уступчивость порой отзывается в людях непониманием.
31 марта — Кирилл-дери полоз. Около этого времени дороги портятся, ездить на санях становится трудно.
"Покинь сани, снаряжай телегу."
В начале марта в зимних теплицах размещают рассаду томатов, в парниках сеют на рассаду белокачанную и цветную капусту, в середине марта – некоторые сорта огурцов.
В русском аграрном календаре особо выделялись четыре момента: зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия. Им соответствовали зимние святки (конец декабря—начало января), Иван Купала — 24 июня (7 июля), март и сентябрь.
Важность указанных четырех сроков подтверждается тем, что каждый из них «у разных народов в разное время мог служить и действительно служил днем, с которого исчислялся Новый год».
На Руси в течение некоторого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (аграрный), которые то совпадали, то расходились. Так, встреча Нового года приурочивалась в Древней Руси к началу марта, с XIV века церковь пыталась перенести начало года на сентябрь, но официально празднование церковного и гражданского года с 1 сентября было окончательно определено лишь в 1492 г. (7000 год от «сотворения мира»). Спустя два века Петр I обнародовал указ «лета счислять» с января, таким образом,
в Российском государстве 1699 год продолжался всего 4 месяца (сентябрь-декабрь), и новое столетие началось 1 января 1700 года. Петр I принял юлианский календарь, из-за чего к XX столетию Россия на 13 суток отстала от Европы, давно перешедшей на более точный — григорианский календарь. Чтобы сократить этот разрыв, в 1918 г. был осуществлен переход на григорианский календарь, так называемый «новый стиль».
Как бы ни менялись официальные сроки начала года, народное времяисчисление по-прежнему опиралось на смену времен года и за основные вехи принимало период зимнего солнцеворота — Спиридоньев день, позднее перенесенный на 25 декабря — рождество Христово; время от Аграфены Купальницы (23 июня/6 июля) до Петрова дня (29 июня/12 июля); середину марта (Сороки — Благовещение), а также Семен-день (1/14 сентября), который и в XIX в. сохранял черты, напоминавшие о бывшем когда-то сентябрьском «Новом годе».