Немного теории о невидимом (тонком, астральном)
мире:
Первое, что следует объяснить, описывая
астральный план — это его безусловную реальность.
Я знаю, как трудно понять реальность того, что
нельзя увидеть физическими глазами. Нам трудно осознать, насколько наше зрение
частично, и понять, что мы всё время живём в огромном мире, из которого видим
лишь крохотную часть. И всё же наука с уверенностью говорит, что это так,
поскольку описывает нам целые миры крохотных жизней, о существовании которых мы
пребываем в полном неведении, если полагаемся лишь на свои чувства. И знание об
этих существах вовсе не является маловажным из-за того, что они малы — ведь от
знания поведения и условий жизни некоторых из этих микробов зависит наша
способность сохранять здоровье, а во многих случаях и саму жизнь.
Но наши чувства ограничены и в другом
направлении. Мы не можем видеть сам окружающий нас воздух, и чувства не дают нам
никаких свидетельств его существования за исключением тех моментов, когда он в
движении и мы можем ощутить его чувством осязания. Тем не менее, это сила,
которая может опрокинуть самые большие наши суда и разрушить самые прочные
здания. Так что ясно, что вокруг нас существуют мощные силы, которые всё ещё
ускользают от наших бедных и частичных чувств, и потому нам следует опасаться
впасть в то фатально всеобщее заблуждение, что всё видимое и есть всё, что можно
увидеть.
Мы будто заперты в башне, а наши чувства —
маленькие окошки, открытые в некоторых направлениях. Во многих же других мы
совершенно изолированы, но ясновидение или астральное зрение открывает для нас
одно или два дополнительных окна, увеличивая наш обзор и простирая перед нами
новый, более широкий мир, который тем не менее является частью старого, хотя
раньше мы о нём и не знали.
Нельзя получить ясного представления об учениях
религии мудрости, не достигнув какого-то интеллектуального понимания того факта,
что в нашей солнечной системе существуют совершенно определённые планы, у
каждого из которых своя собственная материя разных степеней плотности. Некоторые
из этих планов могут посещаться и наблюдаться людьми, подготовившими себя для
этой работы, в точности как можно посещать и видеть другие страны, а сравнивая
наблюдения постоянно работающих на этих планах, можно получить свидетельства о
их существовании и природе по меньшей мере столь же удовлетворительные, как
большинство из нас имеет о существовании Гренландии или Шпицбергена. Более того,
как человек, располагающий на то средствами, может решиться лично отправиться в
эти места, так и всякий человек, который возьмёт на себя труд подготовить себя
путём ведения жизни, которая для этого необходима, со временем сможет
отправиться на эти высшие планы и увидеть их сам.
Имена, которые обычно даются этим планам, если
перечислять их в порядке убывания материальности, от плотных к более тонким —
это физический, астральный, ментальный, буддхический и нирванический. Выше этого
есть ещё два, но они настолько выше нашей нынешней способности мышления и
восприятия, что мы сейчас их не рассматриваем. Следует понимать, что материя
каждого из этих планов отличается от материи нижестоящего плана подобным же
образом, как пар — от твёрдой материи, только в ещё большей степени. Фактически,
состояния материи, называемые нами твёрдым, жидким и газообразным — просто три
низших подразделения материи, принадлежащей к одному этому физическому плану.
Астральная область, которую я пытаюсь здесь
описать — это второй из этих великих планов Природы — следующий над знакомым
всем нам физическим миром (или же внутри него). Часто его называют царством
иллюзий — не потому что сам он хоть насколько-нибудь более иллюзорен, чем мир
физический, а по причине крайней недостоверности впечатлений, которые выносит из
него нетренированный наблюдатель.
Почему же это так? Мы считаем тому причиной в
основном две примечательные характеристики астрального мира. Первая состоит в
том, что многие из его обитателей обладают чудесной способностью менять свои
формы с поразительной быстротой и ради развлечения наводить на того, на кого
захотят, практически неограниченное наваждение. Вторая — в том, что зрение этого
плана — способность отличная от физического зрения, и она намного шире. Всякий
предмет можно видеть как бы со всех сторон сразу, и внутренность объёмной фигуры
открыта зрению так же, как и внешность. Потому очевидно, что неопытному
посетителю этого нового мира окажется достаточно трудно понять, что же он на
самом деле видит, и ещё труднее — перевести своё видение на негодный для этого
язык обыденной речи.
Надо уметь не только правильно видеть, но и верно
интерпретировать.
Первое сознательное знакомство с этой
примечательной областью приходит к людям по-разному. Некоторые лишь раз в своей
жизни под каким-либо необычным влиянием становятся достаточно чувствительны,
чтобы распознать присутствие одного из его обитателей, и возможно, поскольку
опыт больше не повторяется, они со временем приходят к убеждению, что в этом
случае они были жертвами галлюцинации. Другие же всё чаще обнаруживают, что
видят или слышат что-то такое, к чему окружающие слепы и глухи. Есть и третьи —
и возможно, это самое распространённое переживание из всех — которые всё яснее и
яснее начинают припоминать виденное или слышанное ими на этом другом плане во
время сна.
Большинство из нас бодрствуют на астральном плане
во время сна физического тела, но всё же в целом мы очень мало пробуждены на
нём, и потому лишь очень смутно сознаём окружающее, если вообще сознаём. Мы всё
ещё окутаны нашими дневными мыслями и делами физического плана, и почти не
уделяем внимания тому миру интенсивной и деятельной жизни, что нас окружает.
Потому первый наш шаг — это избавиться от этой привычки мысли и научиться видеть
этот новый и прекрасный мир, чтобы быть в состоянии разумно в нём работать. И
даже если это достигнуто, из этого не следует обязательно, что мы сможем
переносить какое-то воспоминание об этих астральных переживаниях в наше
бодрствующее сознание. Но этот вопрос — память на физическом плане — уже совсем
другое дело, никак не влияющее на нашу способность выполнять замечательную
астральную работу.
Эта жизнь астрального плана столь изобильна и
многообразна, что сперва совершенно ошарашивает начинающего, и даже для более
напрактиковавшегося исследователя классифицировать и каталогизировать её —
непростая задача. Если у исследователя какого-нибудь неизвестного тропического
леса попросить полный отчёт о местности, через которую он прошёл, с точными
подробностями её растительности и геологии, родах и видах каждого представителя
мириад насекомых, птиц, млекопитающих и рептилий, которых он видел, он в ужасе
отступит перед громадностью предприятия. И всё же его положение несравнимо с
замешательством исследователя психического, поскольку в его случае предмет ещё
сложнее — во-первых из-за трудности правильной передачи с другого плана
воспоминаний увиденного, а во-вторых из-за крайней неспособности обычного языка
выразить многое из того, что ему нужно сообщить.
В следующем выпуске рассылки - Описание строения
Тонкого Мира