Любить значит прежде всего давать, а не брать. Давание – это
высшеепроявление силы. В каждом акте
давания я осуществляю свою силу, свое богатство, свою власть. Человек дает
любимому то, что есть в нем живого, он дает ему радость, свой интерес, свое
понимание, свое знание, свой юмор, свою печаль – все переживания и все
проявления того, что есть в нем живого. Этим даванием он обогащает другого
человека, увеличивает его чувство жизнеспособности. Эта же мысль подчеркивается
в произведении Эриха Фромма «Искусство любить» : «Наиболее общее определение
активного характера любви можно сформулировать так : любить – значит прежде
всего давать, а не получать … Но самое важное – отдавать не материальные, а
специфически человеческие ценности. Что же отдает один человек другому ? Он
делится с ним самим собой, своей жизнью, самим дорогим, что у него есть. Это
отнюдь не значит, что он обязательно должен жертвовать жизнью ради другого, -
просто он делится тем, что есть в нем живого : своей радостью, своими
интересами, своими мыслями, знаниями, своим настроением, своей печалью – всеми
проявлениями своей жизни».
Кроме элемента давания действенный характер любви
становится очевидным и в том, что она всегда предполагает определённый набор
элементов, общих всем формам любви. Это забота, ответственность, уважение и
знание.
Что любовь означает заботу, наиболее очевидно в любви матери к своему ребёнку. Никакое
её заверение в любви не убедит нас, если мы увидим отсутствие у неё заботы о
ребёнке, если она пренебрегает кормлением, не купает его, не старается
полностью его обиходить; но когда мы видим заботу её о ребёнке, мы всецело
верим в её любовь. Это относится и к любви к животным и растениям. Если
какая-то женщина скажет нам, что любит цветы, а мы увидим, что она забывает их
поливать, мы не поверим в её любовь к цветам.
Любовь – это активная заинтересованность в жизни и в развитии того, что мы
любим. Где нет активной заинтересованности, там нет любви.
Забота и заинтересованность ведут к другому
аспекту любви: к ответственности.
Сегодня ответственность часто понимается как налагаемая обязанность, как что-то
навязанное из вне. Но ответственность в её истинном смысле это от начала до
конца добровольный акт. Быть «ответственным» - значит быть в состоянии и
готовности «отвечать». Любящий человек чувствует себя ответственным за всех
ближних, как он чувствует ответственность за самого себя. Эта ответственность в
примере с матерью и ребёнком побуждает её к заботе, главным образом, о его
физических потребностях. В любви между взрослыми людьми она касается, главным
образом, психических потребностей другого человека.
Ответственность могла бы легко вырождаться в
желание превосходства и господства, если бы не было компонента любви -
уважения. Уважение – это страхи благоговение; оно означает
способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную
индивидуальность. Уважение означает желание, чтобы другой человек рос и
развивался таким, каков он есть. Таким образом, уважение предполагает
отсутствие эксплуатации. Уважение существует только на основе свободы: любовь –
дитя свободы, и никогда – господства.
Уважать человека невозможно, не зная его. Забота и
ответственность были бы слепы, если бы их не направляло знание. Знание было бы пустым, если бы его
мотивом не была заинтересованность. Есть много видов знания; знание, которое
является элементом любви,не
ограничивается поверхностным уровнем, а проникает в самую сущность. Это
возможно только тогда, когда человек может переступить пределы собственного
интереса и увидеть другого человека в его собственном проявлении.
Любовь – тот самый ключ, освобождающий человека из
собственной тюрьмы одиночества, в которой он был бы лишен подлинной жизни и не
был бы способен действовать эффективнои
понимать адекватно других и самого себя.
Рубрика:
Давайте задумаемся..?
Все в твоих руках
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый
учениками.
Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на
который наш Мастер не смог дать ответа?" Он пошёл на цветущий луг, поймал
самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками
за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или
мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое
мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: