Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Cтатья о чаевых.


"Место творчества - Кухня" - интернет-проект здорового питания
           обучение  публикации    отзывы    общение

Кафе! Кафе! — Всё о кафе, кофейнях и ресторанах в Москве, России и мире

Выпуск 50 29 мая 2008 года

Здравствуйте, дорогие читатели!

Меня зовут Лидия Серёгина и хотела вам сообщить, что эта рассылка передана мне администрацией Subscribe.ru для дальнейшего ведения.

Вы, возможно, уже знакомы с рассылками проекта "Место творчества - Кухня".
А если еще нет, приглашаю посетить сайт проекта: www.mtv-kuhnya.ru.
Этот кулинарный проект отличается здоровым взглядом на жизнь и творческим подходом к тому, что творится на кухне (как это следует из названия :)).
Я веду четыре рассылки кулинарной тематики:

"Меню здоровых и успешных" — по одному полезному и вкусному рецепту пять раз в неделю. По мнению подписчиков рассылка заняла 3-е место на Золотом Фестивале Рассылок Subscribe.ru среди более чем 40000 рассылок.

"Место творчества - Кухня. Здоровое питание" — публикуется разносторонняя информация, которая позволит сделать питание осознанным, полезным для здоровья. Творчески подходить к процессу питания.

"Место творчества - Кухня. Оттенки вкуса" — всё о пряностях, специях, соусах и приправах.

"Место творчества - Кухня. Организация труда" — всё о кухонной технике, приемах рационального ведения хозяйства на кухне.

Хватит о домашней кухне! Как говорится: "Питаешься дома — воруешь у ресторана" :)
В этой рассылке мы говорим об общественном питании.

Сегодня в выпуске статья о чаевых.
Надо ли оставлять, сколько оставлять и другие интересные факты о чаевых.

Что на чай?
Статья из журнала Foodservice 2007 №10 (78) Октябрь. Публикуется с сокращениями

Россияне точно знают, что в ресторанах надо оставлять официантам 10% суммы счета, и почти всегда четко отсчитывают десятую часть заказа на чаевые. По данным исследования Synovate, в других странах мира гости заведений дают на чай столько, сколько им удобно, на размер чаевых также влияет уровень обслуживания в заведении – фактор, который для русских не имеет серьезного значения.

Ресторанный бизнес в России развивается с недавних пор. Неудивительно, что в пору становления некоторые вещи, очевидные для европейского или американского жителя, где на каждой улице работают кафе или рестораны, требовали отдельного объяснения для наших сограждан.
Чаевые – вознаграждение официантам за их труд – привились на нашей почве не сразу, но уже сейчас в голове подавляющего числа москвичей утвердилась цифра 10 – это процент от суммы счета, который приличный человек должен отдать в заведении общепита. По данным Synovate, 47% российских гостей ресторанов считают, что около 10% счета – достаточная сумма за обслуживание, при этом его уровень на этот показатель почти не влияет.

«Несколько лет назад многие или не оставляли чаевых, или, наоборот, оставляли много. Сейчас 10% – это стандарт, на который ориентируется большинство посетителей», – отметила Инга Косырева, маркетинг-менеджер ресторанов ГК Аркадия Новикова в кинотеатре «Октябрь».

Откуда взялась эта волшебная цифра, сказать сложно. «Почему именно 10%? Не знаю. Мне кажется это достаточным. Если не понравится обслуживание, могу совсем не оставить», – рассказал дизайнер Алексей Романов, который живет в Зеленограде, а работает в Москве. Вероятно, цифра появилась в то время, когда русские люди стали активно выезжать за границу. Там они, разумеется, не хотели выглядеть глухими провинциалами в ресторанах, где раньше им не приходилось бывать часто. В книжных гидах, путеводителях и журнальных статьях часто упоминались 10–15% чаевых. Сложилось мнение, что 10% – это та минимальная сумма, которую должен оставить гость официанту в любом случае. Подход сложился чисто механистический, ведь русский человек не представлял себе, что есть качественное или некачественное обслуживание, поэтому не оценивал его чаевыми, а просто отдавал фиксированный процент суммы счета.

В отличие от России в европейских странах вознаграждение официанта будет сильно зависеть от конкретной ситуации. По данным исследования Synovate, 81% посетителей ресторанов во Франции оставляют на чай столько, сколько им удобно в данный момент, не задумываясь о процентах. Похожая ситуация в Испании и Великобритании, где не думают о том, сколько оставляют на чай, 74% и 47,9% гостей общепита соответственно. Хотя проценты не считают, во всех исследуемых европейских странах хоть сколько-нибудь на чай оставляют все гости. Исключением стали французы, менее 1% которых все же могут уйти из заведения, заплатив только обязательную сумму.
«В европейских странах чаевые дают чаще, чем в России, но мизерные. Скорее, оставляют сдачу», – подтвердил Роман Рожниковский, совладелец ресторанов «Ностальжи», «Шатер», «Старый чердак» и сети «Грабли».

На Североамериканском континенте культура чаевых развита сильнее, чем в европейских странах. Жители США оставляют на чай больше всех: более половины посетителей ресторана к счету добавят от 15% до 20% суммы, которая причитается за блюда. Чаевые более 20% счета тоже для Америки не редкость: так расплатиться могут около 8% посетителей ресторанов, тогда как в среднем в мире такую часть счета оставляют только 1,5% посетителей. Американцы оставляют официанту личное вознаграждение всегда. Канада также показывает высокие результаты по признательности официантам, ведь большая часть жителей этой страны оставляет еще 10–15% сверх счета. Канадцы, как и американцы, не уходят из ресторана, не оставив чаевых.

Мир оценивает качество
Больше всего на решение посетителя оставлять или нет чаевые в мире влияет качество обслуживания.

Три четверти (75%) потребителей из разных стран не оставят вознаграждения, если почувствуют, что не получили должного внимания.
36% респондентов при этом попадают в неловкую ситуацию, когда они не хотят платить за плохое обслуживание, а от них этого ждут.
Но не все зависит от официанта: влияние на дополнительные траты гостя оказывает и его культура, и материальная обеспеченность.

«Чаевые за хороший сервис – это общепринятая культурная норма в большинстве изученных стран. Однако в некоторых государствах, где чаевые не сильно распространены, например в Индонезии, Сербии и Бразилии, низкий доход ограничивает потребительское поведение, при этом респонденты называют отсутствие дополнительных средств основной причиной того, что они регулярно не дают чаевые», – считает исполнительный директор компании Synovate по изучению потребителей Майк Шерман.

В экономически развитых странах тоже есть посетители, смотрящие на чаевые неодобрительно. Они указывают, что обслуживание уже в любом случае включено в сумму счета. Например, во Франции и Гонконге включение в счет платы за обслуживание стало главным аргументом за то, чтобы не оставлять чаевых.

Никакого личного вознаграждения официант может не получить и в том случае, если гость расплачивается кредитной картой. С распространением безналичных расчетов появилась проблема, когда человек, расплатившись кредиткой, не оставляет наличных.

Вокруг да около 10%
Как уже стало понятно, 10% – заколдованная цифра чаевых российского ресторанного бизнеса. Этот показатель остается одинаков для ресторанов разных ценовых сегментов, несмотря на разницу между ними в качестве обслуживания.

Лично я оставляю чаевые примерно в размере упомянутых 10%. Исключения случаются, когда плохое обслуживание, посуда, долго готовили, либо грязно. Могу не оставить вообще, могу оставить меньше.
Считаю, что чаевые — лучше воспитают официанта и сделают его работу эффективней. Так называемая мотивация рублем. :)

! А сколько Вы обычно оставляете чаевых?
! Есть ли случаи, когда чаевых не оставляете?

Желаю творческих успехов,
Лидия Серёгина

Дружественные рассылки

"Меню здоровых и успешных"
"Место творчества - Кухня. Здоровое питание"
"Место творчества - Кухня. Оттенки вкуса"
"Место творчества - Кухня. Организация труда"

Лидия Серёгина, www.mtv-kuhnya.ru © 2008. Если в Вашем письме нет прямого запрета на публикацию письма и e-mail, я буду считать это за разрешение. Пишите мне по адресу:http://community.livejournal.com/fresh_cuisine/ или lydia_s@mail.ru

В избранное