Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Известно ли вам

  Все выпуски  

Известно ли вам - 56


 

Известно ли вам...

Выпуск 56


 Поздравляю всех с 50-летием пилотируемой космонавтики!


 

Дорогие друзья,

читатели рассылки «Известно ли вам».

 

Перед нами знаменательная дата - 50 лет первому полету человека в космос. Это вам хорошо известно. А известно ли вам, что ваш покорный слуга, ведущий этой рассылки имеет непосредственное отношение к освоению космического пространства? Да, да, я 2 года служил в качестве лейтенанта-инженера на космодроме Байконур после окончания Челябинского политехнического и лично участвовал в подготовке и обеспечении запуска более 50 пилотируемых и грузовых кораблей в космос. 

 

Во время моей службы (1980-82 гг.) как раз начались первые старты с иностранными космонавтами – это были представители дружественных СССР стран – Польша, Венгрия, Вьетнам, Монголия… Потом пошли французы и одновременно велась интенсивная подготовка к полету на «Союзах» американских космонавтов.

 

Про ракеты и полеты все уже сказано-пересказано, поэтому я лучше расскажу пару забавных случаев из моей службы на Байконуре, если вам интересно.

 

Полигон Тюра-Там, о котором сейчас открыто пишут и все показывают, в те годы был суперзасекреченным. В дни пребывания иностранных партнеров офицеры выходили на службу в гражданской одежде, солдат тоже переодевали в гражданскую спецовку. Словом, усиленно играли в секретность. Хотя уже тогда наши партнеры все про нас знали, равно как и мы про них.

 

Итак, ожидали приезда американской делегации. Нас, молодых офицеров, отрядили для охраны проезда кортежа высоких гостей. Задача была простая – находится в степи метрах в 100 от автотрассы, в гражданской одежде в сопровождении трех солдат, замаскированных под обычных людей. Цель – не допустить случайного попадания на трассу какого-нибудь постороннего автомобиля. Каждую группу забросили на свой пост, мы залегли среди верблюжьих колючек и стали бдить. Кругом степь, видимость до горизонта, никого нет, ни машин, ни людей, короче, все больше для перестраховки. Сидим, курим. Вдруг в  районе нашего поста со стороны степи появляется крытый фургон типа вахтовки и направляется к трассе. Что за черт, откуда он взялся! Шарит прямо по степи… Мы - ему наперерез, останавливаем и объясняем ситуацию. В вахтовке едет бригада каких-то наладчиков, переезжает с одной «площадки» на другую. Все честь по чести, пропуска у них есть, но ни о какой иностранной делегации слыхом не слыхали. Я им говорю, что придется, ребята, подождать минут сорок, пока по расчетному времени проедет кортеж.  Они давай меня уговаривать, мол, командир, мы мигом перескочим дорогу и умчим дальше, мол, не ждать же нам тут целый час, мол, не переживай, командир, и все такое.

 

Так уламывали, что я поддался на их уговоры, и говорю: «Грузитесь, две минуты, что б вас тут не было.» Они прыгают в машину, подъезжают к трассе, заезжают на нее и вдруг останавливаются прямо посередь дороги. Я подлетаю к ним, - что случилось? - кричу. Они – мотор заглох. У меня все похолодело внутри. Ужас!, вдруг делегация появится раньше намеченного времени, что тогда?

«Заводи, мать-перемать», - ору я вне себя на шофера. Их старший тоже с лица спал – во, блин, влипли. Водитель жжжж – жжжжж – жжжжж - не заводится, хоть ты тресни! А тачка немаленькая  «Урал» трехосный – вахтовка.

 

Решение возникло как-то помимо моей воли – подбегаю к кунгу, распахиваю дверь, ору этим горе-наладчикам – а ну вылазь, толкать будем. Крикнул солдат.… И вот мы, человек десять нас, как бурлаки в степях Казахстана, уперлись в эту громадину, давай раскачивать. Машина подалась с толчка, пошла потихоньку... Я кричу, что б  упирались изо всех сил, бл(ин)! Тихо-тихо «Урал» тронулся и скатился с дороги на другую сторону. Уф!!!!

 

Не давая никому передохнуть, я заставил всех толкать машину дальше сколько было сил. Оттолкали мы ее уже метров на 15 от дороги, вдруг - жжжж - она, гадина, завелась! Вот, сволочь! «Езжайте скорее отсюда, бл(ин)…!» - ору.  Они как каскадеры попрыгали в будку и к общему облегчению скоро скрылись с ближнего вида.

 

Я сел прямо на асфальт, утер пот, посмотрел на часы. Осталось минут 10. Встаю – а ноги не встают. «Встать! все в укрытие!» Мой окрик вывел меня самого из шока, мы с солдатами быстро-быстро ретировались на исходную позицию и с облегчением закурили. В это время на горизонте замелькали маяки ВАИ-шной машины сопровождения и на скорости 120-150 км вся кавалькада с  важными начальниками и иностранной шушерой просвистела мимо нашего участка. Все. Точка.

 

Примерно через час нас собрали с постов и отвезли обратно в часть. Все весело смеялись и травили анекдоты, моему рассказу никто не верил. Вот если бы та машина не съехала с дороги… Но это была бы совсем другая история, как пишут в романах. 

 

= = =

 

Командир части у нас был сурового вида подполковник, (заступивший после знаменитого полковника Шумилина, о котором много показывали по ТВ – Шумилин настоящий полковник и классный мужик!), но чувство юмора у подполковника было отменным. Когда его назначили в нашу команду старшим начальником, он прошелся по казарме, вызвал писаря, велел тому напечатать такие бумажки с надписями типа «Дверь входная – ответственный капитан такой-то»,  «Окно – ответственный лейтенант такой-то»,.. и так все, что было в казарме расписал. У нас и так-то был порядок, а тут вообще стало чисто, как в аптеке. Впрочем, положение обязывало – в нашу казарму все время водили иностранные делегации.

 

= = =

 

По понедельникам у нас всегда был строевой смотр. Прохождение строем, оркестр, «на одного линейного дистанции» и все такое…  И вот строит подполковник часть (больше тысячи человек солдат и офицеров), выходит перед строем и гробовым голосом объявляет:

“В нашей части произошло чрезвычайное происшествие. Рядовой такой-то совершил страшный проступок, несовместимый с честью советского солдата”. – Пауза. Все замерли. Командир держит таки паузу. Напряжение растет… «Рядовой такой-то вчера по почте получил из дома бутылку водки!» Ух… облегченный выдох, кривые усмешки. Всего-то делов…  Но расслабляться оказалось рано, спектакль только начинался.

«Рядовой такой-то, выйти из строя!»  Тот вышел, понурив голову. По невидимому сигналу барабанщик забил дробь, как на казни. Двое солдат выносят на середину плаца тазик. В тазике монтировка и та самая пресловутая бутылка водки. Дробь продолжает нагнетать атмосферу.  

Подносят все это хозяйство провинившемуся. «Рядовой такой-то, приказываю вам разбить эту бутылку перед лицом своих боевых товарищей». И мордяка у командира суровая-суровая, барабан продолжает нагнетать обстановку…

Бедный солдатик берет в одну руку бутылку, в другую монтировку и вопросительно смотрит на командира. Строй замер. Задние ряды встали на цыпочки. Командир молчит – приказ-то уже отдан. Боец обреченно поднимает монтировку и бьет с размаху по бутылке. Бамц – в руке осталось только горлышко, слекла и содержимое падают в тазик. Степной ветер разносит знакомый всем запах… Представление окончено. Такая вот воспитательная работа с личным составом!

 

= = =

 

На одном из очередных запусков ракеты я был на посту на входе в бункер главного пункта управления. Проверял пропуска и тп. Задача была простая – перед самым стартом запустить всех, кому положено там быть в укрытие, закрутить стальныю дверь и никого не выпускать, ибо до самого стартового комплекса было всего метров 50-70 – чуть что - сразу кранты. Вот пошли отсчеты времени по громкой связи, народ стал потихоньку прибывать в бункер, но как-то неохотно шел вниз, а норовил остаться на лестнице. Я говорю – вниз – ноль эмоций! Никто не слушает (были в основном гражданские спецы).  Я закручиваю дверь - такая стальная махина… - а она, гадина, не закручивается! Я и так и этак – не работает запор. Последним залетает начальник охраны, здоровенный такой хохол-полковник. Закрывай дверь! – орет. Не закрывается!  Пошли команды – ключ на старт – ключ на дренаж – и тп старт! Раздался гром двигателей ракеты. Земля в натуре задрожала… Народ ринулся к двери, что б посмотреть старт в натуре. Я держу дверь. Полковник выскочил на улицу и припер собой дрерь снаружи. Куда там! Вынесли нас вместе с дверями и с полковником... Вот так я впервые увидел старт ракеты на расстоянии, можно сказать,  вытянутой руки…

 

= = =

 

  Вслед за уходящим льдом на воду выйдут любители сплава по бурным рекам и речкам.

Байдарки, катамараны, бочки, сливы, перекаты... Это захватывает дух, это опасное и одновременно жутко притягательное занятие - сплав! Отвлекитесь от космоса и посмотрите мой новый ролик

"Каньон Ревун. Все перекаты, да перекаты..."

http://www.youtube.com/watch?v=aqketK6d06U


Удачи и хорошего настроения!

Виктор Кудрявцев 

Пишите мне как обычно на  esperanto-plus@mail.ru

 


В избранное