К физическим упражнениям, которые в наибольшей степени стимулируют психоэмоциональное состояние организма и обеспечивают его готовность к выполнению учебной деятельности, относятся: <strong >Упражнения в потягивании.</strong > Они отличаются малой утомляемостью и способностью вызывать мощные потоки импульсов от напрягающихся крупных групп мышц. <strong >Упражнения для мышц шеи</strong > (наклоны, повороты и вращения головой). Эти упражнения способствуют усилению кровообращения
в сосудах, питающих головной мозг, и тем самым улучшают функциональное состояние работающих нервных центров. Кроме того, упражнения для мышц шеи вызывают раздражение вестибулярного аппарата, регулирующего положение тела в пространстве. Импульсы от вестибулярного аппарата, возникающие при таких упражнениях, являются дополнительным стимулятором центральной нервной системы. <strong >Упражнения в перемене положения тела.</strong > Изменяя кровенаполнение различных областей тела, эти упражнения сопровождаются
раздражением чувствительных нервных окончаний, находящихся в стенках сосудов. Эти раздражения нормализуют регуляцию кровообращения, которая нарушается в результате отсутствия движений, и тем самым способствуют правильному (в соответствии с потребностями) снабжению отдельных органов и тканей кислородом и питательными веществами, равно как и удалению образующейся в них углекислоты. Среди этих упражнений особенно полезны наклоны туловища, а также кратковременное принятие антиортостатического положения. Такое упражнение,
как «березка», обеспечивает усиленный приток крови к голове, что способствует снижению утомления в нервных клетках головного мозга. <strong >Виброгимнастика</strong > по А.А. Микулину также рекомендуется для стимуляции умственной работоспособности. При резком опускании на пятку из положения стоя с выпрямленными ногами на носках (повторяя это упражнение несколько раз) можно достигнуть некоторого усиления кровенаполнения сосудов головного мозга (своего рода гидравлический эффект), что
нормализует тонус этих сосудов и улучшает питание нервных центров.