Привет!
Вальпургиева ночь - с 30 апреля на 1 мая, по германскому народному
поверью, служит годичным праздником ведьм, собирающихся в эту ночь
вокруг своего повелителя-сатаны - на высокой, недоступной горе
Броккен, где и справляют свой "шабаш". Поверье это, выведенное также
Г„те в 1-ой части "Фауста", сложилось около конца VIII стол.,
вероятно, таким же образом, как возникла и распространилась вера в
колдуний и ведьм вообще: так как 1-ое мая с особой торжественностью
праздновалось язычниками (первый весенний праздник), то старые женщины
и вообще все те, которые не могли сразу отказаться от языческих
обрядов в пользу христианства, несмотря на строгое запрещение (под
страхом смертной казни), продолжали собираться в недоступных местах,
чтобы подобающими образом; т.е. песнями и плясками, встретить 1-е мая.
Обстановка (костры, дикая местность), а может быть, и преднамеренно
распускаемые этими тайными язычниками слухи (чтобы избавиться от
лишних свидетелей), способствовали распространению в народе рассказов
о ведьмах, собирающихся в эту ночь в различных недоступных местах.
Название же произошло от совпадения с празднованием 1-го мая памяти
св. Вальпургии, сестры св. Видибальда, канонизованной в 778 г.
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880
Вальпургиева ночь – сестра Хеллоуина
По старому христианскому преданию, 1 мая колдуны и колдуньи должны
встречать на Лысой горе – с нечестивыми плясками, песнями и оргиями.
Помимо всего прочего, в этом году Вальпургиева ночь пришлась на
пятницу – день, по некоторым источникам, особенно уважаемый колдунами.
Откуда же есть пошла сия богопротивная традиция?
Начнем, пожалуй, с начала, а именно – с кельтов, у которых было восемь
праздников, деливших год на восемь приблизительно равных частей.
Помимо зимнего (Йоль) и летнего солнцестояний, которые так или иначе
отмечали почти все народы, из них известны три. Имбаэлк, или День
Сурка (в России отмечается как Сретенье – день встречи зимы с весной),
пожалуй, единственный из них, кому удалось избавиться от дурной славы.
Двум же другим, Бельтэйну (30 апреля) и Самайну (31 ноября) повезло
значительно меньше.
Дата праздника Бельтэйн раньше не была такой точной – его отмечали,
когда отцветал боярышник. Кельты считали дни от вечера к вечеру, а не
от утра к утру. Традиция сохранилась и в двух торжествах – ночи
Хеллоуина и Вальпургиевой ночи. Эти праздники были противоположностью
друг друга – как на календаре, так и по смыслу. Для кельтов ночь перед
1 мая знаменовала наступление летнего периода времени – "большого
солнца", ночь перед 1 ноября – соответственно, наступление зимы.
Считалось, что в оба праздника настежь открыты врата в другой мир,
страну эльфов.
Как и у большинства народов, праздник в честь начала лета был посвящен
солнцу и плодородию, а значит – и мужской силе. Об этом напоминает
дошедший до наших времен фаллический символ – майский шест. Традицию
плясать 1 мая вокруг шеста, украшенного цветами и лентами, сохранили
жители Британии и Ирландии. В этот день они выбирают и майскую
королеву – единственную девушку, которой в этот день дозволено носить
одежду зеленого цвета, любимого, по преданиям, эльфами. Королева
становится как бы посредницей при общении между людьми и Народом
холмов.
Еще одним символом Бельтэйна были костры. Древние кельты выпускали в
этот день скотину на пастбища после зимовки в хлевах. Обязательным
считалось прогнать животных между двумя рядами костров – по поверью,
это избавляло их от зимних хворей.
Как и везде, где она воцарялась, христианская церковь занесла в черный
список не только кельтских богов, но и праздники. Однако, поскольку
день в году нельзя упразднить, постаралась навязать им другое
значение. Так, 1 ноября стало Днем всех святых, другие старые
праздники, в том числе и Новый год, также приобрели христианскую
окраску. Но в церковном календаре разнообразных требующих отмечания
дат и так хватало, и о праздновании 1 мая добрые католики постарались
забыть.
Нынешнее название древнему торжеству дали немцы – в честь святой
Вальпургии. Эта женщина в восьмом веке приехала из Англии в Германию,
основала там монастырь, пользовалась большой популярностью и очень
скоро была канонизирована. Но, собственно говоря, Вальпургиевой эта
ночь может считаться лишь по кельтскому обычаю – день святой
приходится на 1 мая. Что еще раз косвенно подтверждает ее языческое
происхождение.
Так почему же 30 апреля средневековые источники называют среди самых
популярных дат шабаша? Скорее всего, кое-какие показания добрых
христиан, ставших очевидцами "богомерзкого действа", имеют под собой
реальную почву. Свидетели утверждали, что в темные ночи заставали,
чаще всего – на вершинах холмов, людей, творящих, с их точки зрения,
различные непотребства: совершающих обряды, надевающих маски и,
наконец, предающихся плотской любви.
Все это может быть осколками старинных традиций. Действительно, не
только кельты, но и многие другие последователи дохристианских культов
во время таинств, связанных с землей, плодородием и удачной охотой,
приносили жертвы, мазались кровью, переодевались в шкуры и маски
животных. Особенно популярным был олень: основная добыча древних
охотников, он остался у многих народов символом мужской силы и
плодовитости. Недаром у кельтского Кернуннеса были рога оленя, а у
славян в виде этого животного изображался бог Род.
Ритуальное совокупление также было частью обряда плодородия. В
большинстве своем европейские языческие племена придерживались
довольно строгих правил – моногамия не стала открытием христиан. Но
один раз в году, чаще всего - во время праздника, посвященного приходу
лета и солнца, молодым людям позволялось все. И они пользовались этой
свободой со всем пылом юности.
Итак, что видел человек, непосвященный в тайны древних мистерий, но
запуганный красочно описанными священником видениями ада и сатаны?
Взору случайного путника представали жрец с рогами оленя на голове,
голые люди, совокупляющиеся прямо на земле, и женщины, творящие
непонятные обряды. Понятно, откуда растут ноги у слухов о шабашах!
Впрочем, кем на самом деле были средневековые колдуны и ведьмы –
участниками древнего языческого сопротивления или выдумкой Торквемады,
желавшего расправиться с политическими противниками, - нам, возможно,
еще предстоит узнать. В России же долгое время большей популярностью
пользовались другие две ночи нечистой силы: зимнее солнцестояние
(кельтский Йоль), связанные с которым традиции позже нашли отражение в
святочных гаданиях, маскарадах и колядках, и летнее – Ярилин день, он
же Купальская ночь, позже плавно соединившаяся с днем Иоанна
Крестителя. Оба увековечены в бессмертных "Вечерах" Гоголя: первое – в
"Ночи перед Рождеством", второе – в одной из самых страшных его
сказок, "Вечере накануне Ивана Купалы".
Нашей рассылке идёт 1030-й день и её получают 347 читателей
которые (читатели) могут написать мне по нижеследующему адресу:
rest.interesting.ilyavosti-owner@datacat.subscribe.ru
---