При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Как обойти стресс и найти свой путь" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
... еще одним важнейшим элементом купальских празднеств были девичьи гадания, приуроченные, как и в декабре, к периоду солнцестояния, когда с точки зрения древних определяются судьбы мира на ближайшие полгода. Привет! 7 июля - Рождество Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в народном обиходе - Иван Купала, Купайло и т.п. Ночь на этот праздник - одна из самых интересных и загадочных в году. По украинским данным, "в ночь на Ивана Купайла деревья переходят с места на место и разговаривают между собою посредством шелеста листьев; животные и все растения тоже беседуют между собою. Различным травам, собираемым на Купала, приписывают особенную силу; знахари и ведьмы запасаются ими для своего ремесла" (П.П.Чубинский). Купальская ночь - общеевропейское время шабашей ведьм, которые у нас, по преданию, происходили на Лысой горе под Киевом. "В Ивановскую ночь расцветает красно-огненный цвет папоротника, он еще называется "кочедыжником". Народ верит, что тот, кто подстережет этот цвет и достанет его, будет знать все, что делается на свете, и приобретет силу отворять замки одним прикосновением; с помощью этого цвета легко взять клад, хотя бы он был и "заклятый". Клады бывают "заклятые" и "незаклятые". Последним может овладеть каждый, кто его найдет но заклятым овладеть не так легко. Место, где он находится - известно, потому что над ним ночами горит свеча, но незная заклятий, никаким образом нельзя овладеть им: начнете рыть то место, где горит свеча, где зарыт клад, - он будет глубже входить в землю. Имея же цветок папоротника, можно добыть клад." (Н.А.Маркевич). "Трудно достать этот цветок, потому что нечистая сила старается отнять его у людей. Кто хочет иметь цвет папоротника, должен поступать следующим образом: отправиться ночью в лес на такое расстояние, "де курячий голос не заходить". Найдя папоротник еще перед его расцветанием, нужно очертить освященным мелом круг и самому сесть в середине на разостланном рушнике, держа в руках крест и нож, чтобы в минуту расцветания папоротника подрезать кожу на мизинце левой руки и вложить туда цвет. Во время срезывания папоротника тьма всяких чертей, вовкулак, ведьм, домовых, мертвецов, русалок, - поднимают хохот, крик, завыванья. Все это делают черти с целью напугать смельчака. Но если он, несмотря на все эти ужасы, спрячет цвет папоротника под кожу, тогда уже может спокойно сидеть в кругу до вторых петухов" (П.П.Чубинский). Купальская ночь - благоприятное время и для разного рода магических ритуалов, в частности, связанных с приготовлением приворотных зелий и инструментов. Вот один из способов. "Если в Ивановскую ночь взять "кажана", то есть летучую мышь, отнести ее в лес и зарыть в муравейник, то в следующий четверг в муравейнике вместо кажана окажутся маленькие вилы и грабли, те и другие могут быть очень полезны для парубков. Если граблями дотронуться до "дiвчини", то она очень полюбит парубка; а если вилами - то разлюбит". (Волынь, Чубинский). Но особо известен купальский праздник благодаря украинским обрядам с ритуальными чучелом, символизировавшим, вероятно, древнее языческое божество. Купалой (Купайлом) в народе называли тряпичную или соломенную куклу (чучело), сжигаемую (потопляемую) во время купальских праздников. Кукла могла иметь и женский облик, называясь Купалой, а на Харьковщине, по сведениям знаменитого украинского языковеда, философа и этнографа А.А.Потебни, еще Мареной. Интересен вариант обряда с двумя куклами, описанный И.Нечуем-Левицким: "На Купайла дiвчата й хлопцi роблять куклу з вiнкiв, з соломи, кропиви й шипшини, а найчастiше з чорнокленка, ii вбирают в квiтки, в стрiчки, в вiнок i ставлять над водою. Та кукла зветься Мареною. Потiм роблять другу куклу з соломи, вбирают у вiнок, в сорочку, плахту й намисто i ставлять разом з Мареною. Друга кукла зветься Купайло. Часто беруть гiльце з чорнокленка, обвiшують його вiнками, стрiчками, i те гiльце звуть Мареною. Пiд тим гiльцем ставлять куклу Купайла. Перед Мареною й Купайлом ставлять стiл з горiлкою й закускою, розкладають огонь i дiвчата й хлопцi, побравшись за руки, скакають через огонь i спiвають купальских пiсень. Тим часом хлопцi закрадаються, однiмають Марену, розривають i розкидають ii або топлять у водi. Дiвчата не сердяться на них i знов роблять другу Марену, докоряючи парубкам, що вони вкрали не любу Марену, а ту, що дiвчата навмисне виставили, щоб пiддурити хлопцiв. Пiсля того дiвчата розламують Марену, беруть по гiллячцi додому i кидають на грядку в огiрки, бо кажуть, що од того лучче ростуть огiрки. Пicля всього Марену кидають у воду, а з нею часом топлять у водi й Купайла". Само слово Купала, родственное глаголам "купать" и "кипеть", связывают с латинским мифологическим именем Купидон (божок любви, чье имя означает "стремление", "сильная страсть") и возводят к древнему корню со значением "кипеть", "вскипать", "страстно желать", - мы видим в значениях этих слов присутствие любви, воды и огня. В купальских обрядах, кстати, использовались огненные колеса, символизирующие "огонь небесный", солнце. Вода же предстает в образе ритуального купания, связывавшегося с водным крещением библейского Иоанна Передтечи (Крестителя). Огонь и вода символизируют здесь, возможно мифологических брата и сестру, Купалу и Марену, Ивана да Марью русского фольклора, давших название известному цветку. В древнейшем мифе, востановленном учеными, они - близнецы, вступившие в кровосмесительный брак, причем сестра выступала в роли соблазнительницы, а брат отомстил ей потом. Перед смертью она просит посадить цветы на ее могиле. Все эти мотивы широко распространены в купальском фольклоре. "На Ивана Купала брат сестру сгубить хочет", - поется в русской песне; "ой то брат сестру зарубать хоче", - в украинской. А сестра просит его: "Посiчи мене на дрiбен мак Да посiй мене на трьох грядочках. Ай уродиться да трой-зiллячко: Що перве зiлля - тож василечки, А друге зiлля - то ж барвiночок, А третэ зiлля - то ж любисточок". Эротический смысл просматривается и в юго-западной русской песне (приводим без повторов): "Марья Ивана в жито звала: "И пойдем-ка, Иван, в наше жито!" В нашем жите сам бог ходит, жито родит, ядро в ведро, колос с бревно". Все - от первой строки до финальных мотивов "ядер" и "бревна" указывает здесь на любовное содержание. Но те же песни донесли до нас еще один существенный мотив - изгнание ведьмы с поля. Вот еще один сокращенный текст песенки: "Марья Ивана на улицу звала: пойдем, Иван, на улицу, будем глядеть - ведьма идет в наше жито. Ня йди, ведьма, в наше жито - у нашем жите сам Бог сидит с боженятами: бог Илюшка, сын Петрушка". Мотив ведьмы част в этих песнях, предназначенных для избавления от ее вредоносных козней. Ведьма, как известно, могла сделать на поле так называемый "залом" - вещь весьма неприятную и опасную. Как пишет Т.А. Новичкова, "кто сожнет залом - иссохнет и умрет, кто съест хлеб, в котором будет содержаться мука из зерен колосьев залома, - умрет, пустит солому на подстилку - скот околеет. Заломы делали только ведьмы, мужчины-колдуны не могли. Ведьма выходила на залом в одной рубахе без пояса около полуночи, приступая к залому, сбрасывала и рубаху. Если кто-нибудь увидит ведьму идущей на залом, колдовство не выйдет, возвращающейся с поля - умрет тот, кого она встретит. Избавиться от смерти можно было только убив ведьму... Залом выглядел следующим образом: хлебные колосья, растущие в круге диаметром 30 - 35 см, спутаны, их стебли надломлены и согнуты к центру круга, в середине которого оставлено десятка два несломанных колосьев". Ясно, что от такой напасти нужно было оберегаться, чему и служила купальская обрядновость. По полесским данным, весь цикл обрядов, связанных с купальскими огнями и потоплением куклы, восходит к старинным ритуалам изгнания ведьмы. На великорусской территории костры на Купала практически отсутствовали, как и масштабные празднества; в некоторых регионах такого праздника не знали вообще. Наконец, еще одним важнейшим элементом купальских празднеств были девичьи гадания, приуроченные, как и в декабре, к периоду солнцестояния, когда с точки зрения древних определяются судьбы мира на ближайшие полгода. Приведем несколько описаний купальских гаданий из собрания Чубинского. "Девицы выбирают из себя самую красивую, с песнями ведут ее в лес и здесь сажают в заранее приготовленную яму с венками из свежих и увядших цветов и завязывают ей глаза. Эта девушка называется "Купайло". Затем, взявшись за руки, девушки начинают плясать вокруг ямы, а девушка "Купайло" без разбора берет из ямы венки и раздает их танцующим подругам. Кому попадется венок из свежих цветов, та будет счастлива в замужестве", кому из увядших - та будет несчастна и бедна. "В этом случае хоровод перестает танцевать. Девушки садятся вокруг ямы и поют. После песни продолжают гадать. Когда же венки вынуты из ямы, девушки убегают, спасаясь, чтобы "Купайло" не схватила кого-либо из них. Схваченная "Купайлом" не выйдет в этом году замуж" (Тернопольщина). Другое гадание: "Молодежь собирается под вечер к реке и купается до самых сумерек. В сумерки раскладывают огонь возле реки или на площади, парни и девки берутся попарно за руки и перепрыгивают через огонь. Если руки их не разойдутся, то значит они будут супругами" (Хмельниччина). Наконец, гадание на воде. "Сплетши венок, называемый "вiльце", девушки берут восковые свечи, идут к воде, привязывают свечи к венку так, чтоб они могли стоять, зажигают и пускают венок на воду. Свечи поплывут, и чья прежде потухнет, та умрет прежде других". Если венки сходились вместе - это предвещало замужество, если приставали к своему берегу - в своем селе, если плыли к противоположному - сватать будут из соседнего, а если венок крутился на месте или уплывал по течению - замужества до следующего Купала не предвиделось. Алексей ЮДИН Нашей рассылке идёт 733-й день и её получают 178 читателей которые (читатели) могут написать мне по нижеследующему адресу: rest.interesting.ilyavosti-owner@datacat.subscribe.ru ---
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.interesting.ilyavosti |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||