Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Всемирная история от Алексея Фанталова «Последнее танго в Париже».


«Последнее танго в Париже».

Номинация на премию "Оскар" (1973) за лучшую режиссуру (Бернардо Бертолуччи); за лучшую мужскую роль (Марлон Брандо).

 

Всегда скептически относился к Бертолуччи, хотя его «Последний император» и неплох – но лишь благодаря исторической фактуре. «Маленткий Будда» - это сусальная профанация такого сложного и драматичного явления, как буддизм, «Ускользающая красота» - вообще не комментирую (старческие эротические фантазии).

 «Последнее танго в Париже» - фильм, во многом создавший режиссеру имя. В свое время он прошел мимо меня – но никогда не поздно наверстывать упущенное. И вот через «контакт» меня пригласили на коллективный просмотр фильма в одном из кафе «Миллер-центра».

Милая девушка, проводившая мероприятие, поставила вначале версию с субтитрами, мотивируя свое решение тем, что полный русский перевод «этого замечательного фильма» может оскорбить наш слух. Ей, кстати, было не больше двадцати пяти лет – откуда эта любовь к цензуре?

Забавно, что нам хотят показать «великий фильм», но делают это с купюрами. То ли мы не доросли, то ли еще что…

Но с коротенькими субтитрами понять многие моменты было трудно, поэтому под общим нажимом была поставлена нормальная версия.

Ну, в общем, да. Пошлость и грязь.

Сюжет примерно следующий (некоторые нюансы ускользнули вследствие начальных субтитров – но на суть это не влияет). Некая молоденькая французская девчушка снимает комнату в Париже в довольно-таки паршивом доме. Там свое общество ей навязывает американец «за сорок», и она, без лишних слов с места в карьер занимается с ним сексом.

По замыслу Бертолуччи «их потянула друг к другу какая-то непреодолимая сила» (или что-то вроде).

Трудно сказать, что за «сила» здесь крылась, но, видимо, она как-то связана с женихом девушки – то ли режиссером, то ли кинооператором. Весьма успешный молодой человек (почти ровесник), но «слишком благополучный», чистенький, помешанный на своей работе. Нет в нем, понимаешь, «либидо».

А в немолодом американце с «поломатой жизнью» либидо, видимо, под завязку. Во всяком случае, это (по мнению автора) должно вытекать из постоянных гадостей, которые он говорит (и делает) девчушке. В этих гадостях, собственно, нет ничего эротически притягательного – просто мерзко. Но, видимо, для бомонда (одним из законодателей вкусов которого и является Бертолуччи) необходим элемент тухлятинки. По этому поводу вспоминается выставка Али Есипович в Мраморном дворце (Петербург) ‘No comments’. Есипович – фотограф модных журналов, тогда выступила с серией больших фотографий голых стариков и старушек.

Непонятно, что способен дать девушке этот человек. Ну, самое крутое, что он смог придумать, это «уехать жить в деревню». Вот те бабушка и «нонконформизм»!

Короче, уставшая от его блевотины, девица пытается смыться, но герой затаскивает ее в какой-то танцевальный клуб (или школу) и там, посреди немолодых пар начинает свое танго, каковому эпизоду фильм и обязан названием.

«Последнее танго в Париже» - очень романтично звучит. Только нет там танго. Герой не умеет его танцевать, к тому же в стельку пьян. Короче, они с девицей катаются по столам и полу заведения. Романтика J.

Француженка опять сбегает, но от судьбы не уйдешь. Приходится ей случайно застрелить своего любовника.

 

Зрители должны склонить шляпу перед гением мэтра. Но что забавно – студентки (из которых, по преимуществу, и состояла аудитория в кафе), выходили, мягко говоря, недоумевающие, в чем величие фильма? Видимо, они были недостаточно продвинуты.

 

Алексей Фанталов.

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ.

 


В избранное