Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Всемирная история от Алексея Фанталова 'Османская империя (Medieval. Total War II) 1'.


"Османская империя (Medieval. Total War II) 1".

 

 

Доведя до победного конца кампанию за Англию, сделав ее абсолютным гегемоном средневековой Европы, я решил обратить благосклонный взор в сторону востока. Выбор пал на Турцию. Главным образом потому, что данная страна оказывается в игре обычно первой жертвой монгольского вторжения. Командуя английскими войсками, я провел крестовый поход против захвативших Иерусалим монголов и весьма эффективно расправился с ними. Но там были использованы преимущества морской мощи и возможность первого удара (с выбором удобного момента). Турки же оказываются в совершенно иной ситуации жестокой и изматывающей континентальной войны.

Впрочем, до монголов надо еще дожить...

Не так давно я уже проводил кампанию за турок-сельджуков в первой версии "Medieval ". Там стратегическая карта напоминала шахматную доску, фактически состоя из клеточек (как и «Цивилизация»). Новая версия игры сделана по принципу «Рима» и «Вторжения варваров» - карта ближе к реальности. Правда, это создает лишние трудности компьютерному противнику. Можно ведь добиться от робота игры в шахматы – гораздо труднее научить его переходить улицу.

 

Итак, сбылась мечта – я султан. Так радостно бывает услышать от верноподданного (скажем, посланника): «О султан! Исполню любой приказ». И даже не сердишься, когда немного спустя слышишь: «О султан. Мне нужен отдых!».

Игру за Турцию сопровождала приятная восточная музыка, слушая которую я, как-то лучше стал чувствовать историю этой страны. Все-таки, неплохо там жило военное сословие (а турки как народ в  Средние века в значительной мере его и представляли). Пили кофе, разглядывая прихотливую вязь изразцов, беседовали о философии, читали стихи, ласкали своих жен и наложниц. А затем облекались в броню, и, с копьем и кривой саблей неслись очертя голову в смертельную битву. И возвращались, нагруженные добычей, ведя за конем красивых пленниц. Или не возвращались… Иншалла.

 

Вначале – определимся со стратегией. Это просто – на западе война против Византии, на востоке мир с Египтом. Конечно, братский египетский султан под шумок приберет к рукам «ничейные» города Палестины – Акру, Иерусалим, Антиохии. Но тем лучше – тем самым он навлечет на себя гнев римского папы и крестоносцев. Обеим сторонам будет чем заняться, а мы… не станем вмешиваться, поддерживая со всеми сторонами хорошие отношения.

Не могу обойтись здесь без длинной цитаты из замечательной книги Виктора Феллера «В смуту XXI века» (http://vf.narod.ru/arhiv/smuta/january/january6.htm ).

«В 1333 году началась «большая греко-византийская зима», а за несколько лет до этого турки-османы были впервые приглашены византийцами в Европу в качестве наемников. В 1330 году османы создали на берегах Босфора, прямо напротив Константинополя, небольшой постоянный плацдарм, в 1345 году один из претендентов на византийскую корону предложил своему союзнику, османскому султану Орхану, в жены свою дочь, а уже в 1353 году началась османская колонизация на греческих островах и в самой Греции, равнодушно, если не с радостью, принимаемая ромейцами, уставшими за полтора столетия от почти непрерывных войн.

До 1360 года турки-османы захватили Фракию и многие земли Греции. Войска продвигались по долинам рек, за ними шли члены братства дервишей, которые основывали приюты, становившиеся ядром для турецких деревень. С собой они несли защиту от разбойников и социальную революцию: обобществление (огосударствление) земли, освобождение от налогов и гнета землевладельцев. Уже в 1359 году византийский император признал себя вассалом османского султана.

Когда в начале 70-х годов Константинополь оказался фактически окружен османскими землями, византийский император решился на союз с Западом, приняв католичество, но не нашел поддержки у православных церковных иерархов и в 1370 году, теперь уже окончательно, принял вассальную зависимость от султана.

Начался интенсивный процесс исламизации ромейцев, так как османы освобождали мусульман, в том числе новообращенных, от налогов, а военнопленным давали свободу в обмен на смену веры. Система османского господства была «по-летнему» гибкой, христиан привлекали в османскую армию, давая многим из них возможность пользоваться плодами османских побед, своих женщин османы с собой не брали, предпочитая христианских рабынь, тем самым способствуя и физической ассимиляции…

Вторая четверть «зимы»

Начнем с ромейцев. В 1391 году императором Византии стал Мануил, получавший при дворе турецкого султана Баязида I унизительно низкую должность. К тому времени в Константинополе уже жило немало мусульман и по требованию султана в пределах городских стен начал действовать исламский суд, а для мусульман был выделен отдельный квартал.

В 1395 году Баязид, как теперь уже «наследник Цезаря» (так он себя объявил), провел в Сересе суд и приговорил к смерти всю семью византийского императора. Приговор, правда, был отменен по настоянию духовных лидеров, конечно, не православных, а исламских. Православные иерархи, как и сам император, не имели никакого авторитета в глазах воинственного султана.

Таким образом, Византийская империя всего через шестьдесят лет после начала османской экспансии представляла собой жалкое зрелище. Но «до смерти» ей оставалось также еще 60 лет.

В 1402 году, после шести лет осады, Константинополь был близок к сдаче, но в 1402-1403 османы потерпели сокрушительное поражение от войск Тимура (Тамерлана). Гордый султан Баязид стал рабом великого завоевателя. Тимур подготовил поход на Китай, но неожиданно заболел и умер, а с ним умерла и его империя. Османская империя на десять лет распалась.

Византия получила передышку, но, как оказалось, не смогла воспользоваться ею как шансом. Через несколько лет после воссоединения Османской империи новый султан снова осадил Константинополь. Несмотря на то, что в очередной раз осада Константинополя была снята, османы навязали византийскому императору новые, еще более жесткие условия подчинения. Византия сократилась до самого Константинополя и небольшой прилегающей к нему территории.

В 1453 году после драматичной осады Константинополь был взят штурмом.

Конец Константинополя (и начало Стамбула) оказался достоин его великой истории, ромейцы проявили доблесть и самопожертвование, но не смогли противостоять подавляющему перевесу в военной силе. Впрочем, это случилось уже в третьей четверти «греческой зимы».

Во второй четверти «византийской зимы» не только Византийская империя, но и сам греко-ромейский народ перестали быть единым организмом, и, более того, начали воспринимать себя как часть османского организма, который, по-видимому, оказался чрезвычайно близок, родственен ромейскому.

Византийский дух основан на ценностях самодержавия, соборности и мистицизма. Османский дух воспринял у византийцев, а, может быть, полностью скопировал представление об императоре, как об отце народа, как о защитнике веры (помазаннике Божьем), как о Цезаре-воителе с варварами, как о самодержце, несущем крест (бремя) верховной власти в многоязыкой Империи, которая неизбежно распадется без императорской власти и беззаветного ей служения.

Исламская соборность – это религиозные братства и мечеть, как реальный центр всей общественной жизни, через жесткую систему ритуалов (в том числе постов) никогда не отпускающий верующих, в отличие от христианских церквей, далеко от себя. Это и власть духовных лидеров в государстве. Например, слово шейх-уль-ислама, высшего духовного лица в Османской империи, не раз становилось роковым для султанов. В определенных ситуациях от него зависела жизнь самого султана.

Наконец, византийский мистицизм и турецкий фатализм, хоть и имеют разную природу, отвечают по-разному на поставленные перед ними вопросы, но ставят эти вопросы одинаково! Византийский грек и турок готовы умереть за Бога, за «так надо», но византиец ищет Бога в жизни и всю жизнь готовится к встрече с Ним, как встрече с уже Знакомым, а турок не ищет Бога (Аллаха), он знает, что Бог всегда рядом, в его мечети, и когда ему нужно выбирать, жить или нет, он с ясной головой ищет возможность еще пожить, но, если «так надо», то с достоинством умереть.

Поскольку турок – жизнелюбивый фаталист, он хорошо чувствует когда «надо» и когда «не надо». Поэтому византиец силен в стратегии защиты, особенно, когда затронуты его корневые ценности и интересы, тогда он «стоит до конца». Турок силен в тактике как нападения, так и защиты, и, как тюркский всадник, чувствующий запах победы и поражения, он стремителен в атаке, проворен в отступлении и решителен в бегстве.

Мистический византийский грек «проглядел» приход шустрого турка. Турок хорошо почувствовал мистическую слабость византийца и пришел к нему с социальной революцией, «дружбой», строгой и понятной властью. Величие двухтысячелетней истории не позволило грекам разглядеть в турке хозяина, который надолго пришел на его землю. Когда он это увидел – было уже поздно. А увидел он это только после того, как Константинополь пал!

Турки, как хорошие тактики, после падения Константинополя и много позже, действовали разумно и достаточно благородно, не только серьезно напрямую не притесняли православную Церковь, но и позволили ромейцам занять считающиеся второсортными, однако весьма влиятельные места управленцев, доходные места торговцев и финансистов Османской империи».

 

Все и вышло, точно по писаному, с той поправкой, что, начав кампанию где-то в 1080 году, к 1170 году Византия была полностью завоевана.

«Вы привели страну к могуществу. Короли западных государств боятся даже произносить имя султана, зная, что ему повинуется благочестивое войско верных воинов, остановить которое не сможет никто».

«Пусть это и отрицают западные короли, но наша культура является самой развитой. Ни один народ не живет лучше, никто не достиг таких высот науки и порядка ведения дел!».

 

(Продолжение следует).

Алексей Фанталов.

 

АБСТРАКЦИЯ: ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА.


В избранное