Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Всемирная история от Алексея Фанталова Варвары 2.


Варвары 2.

 

 

В Средние века представление об универсальной империи как о некоем идеале сохранилось. Отсюда и коронация Карла Великого, и “Священная римская империя германской нации”, и даже императорский титул Наполеона. “Варварами” западные европейцы стали называть народы, не признававшие религиозный авторитет римских пап и политический (пусть даже фиктивный) сюзеренитет новых императоров. Преимущественно под это понятие подпадали народы Восточной Европы.

После Реформации, в связи с секуляризацией культуры Западной Европы, последняя, утратив название “Христианский мир”, к эпохе Просвещения стала именоваться миром “цивилизованным”. Постепенно принадлежность к христианской религии (не только в ее западном варианте, но и в целом) перестала играть роль индикатора для вхождения в данную культурно-историческую общность. Решающее значение, как и в римскую эпоху, получило противопоставление “варварства” и “цивилизации”. С подобной точки зрения, усвоение такой экзотической страной как Япония ряда политических, технологических, юридических стандартов приобщило ее к Западному, “цивилизованному” миру.

В научной же области закрепилось римское понимание “варваров”, как народов древней Европы, не охваченных античной цивилизацией. Но существует и параллельная тенденция трактовать термин как определеннуя стадию развития. Например, Маркс, говоря о предшествующих государственному развитию периодах “варварства” и “дикости” следовал за Морганом. Данный подход имеет кроме недостатков и определенные достоинства. Ведь сами греки осознали свое размежевание с соседними народами начиная с определенного периода.

А если мы заглянем вглубь их истории, то увидим, что предки спартанцев дорийцы пришли на Балканский полуостров в 12 в. до н. э. из Центральной Европы, где жили бок о бок с предками кельтов, иллирийцев, германцев, балтов и прочих, ничем не выделяясь среди них. Да и другие прагреческие племена (ахейцы, ионийцы и т. д.) явились из разных мест Европы, где никак не превосходили по своему цивилизационному уровню прочие ее народы. Значит, они были тогда варварами, подобно своим соседям. Не будем же мы утверждать, что “варварами” окружающие народы стали тогда, когда греки их таковыми посчитали. Причем обращение к “цивилизации” происходило постепенно. Македоняне, например, третировались как “варвары” даже после Пелопонесской войны. Еще позднее “цивилизованным народом” осознали себя римляне и италики в целом.

 

Эмблема Дома Гуннов - боевой лук. Еще хунну славились особыми стрелами, издававшими в полете устрашающий свист.

 

В качестве иллюстраций - скрины из "Barbarian Invasion. Total war".

 

 

В начале игры гунны обладают самой сильной армией – около ста юнитов (отрядов). Это даже больше, чем имеет каждая из римских империй в отдельности. Но, в качестве компенсации, гунны не располагают ни единым городом. Правда, их орды сконцентрированы около мятежного "кампуса сарматов" (я играл с нерусифицированной программой), лишенного стен, который может быть легко взят в течение одного хода. Но данный успех не делает погоды.

Здесь имеется одно хитрое условие. Почти все боевые соединения гуннов помечены знаком «орда» (“horde”).

 

Два слова о понятии «орда». Так называлась военная форма организации кочевников, в противовес кровнородственным «родам» и хозяйственно-территориальным «племенам». Как правило, орда и племя не уживались в рамках одного этноса, ибо были заточены под разные цели.

В традиционном, племенно-родовом обществе власть принадлежала старейшинам (не обязательно в смысле возраста), а незнатный сочлен, будь он хоть семи пядей во лбу или трижды герой очень быстро упирался в потолок социального роста. Отсутствовала «вертикальная мобильность» - совсем как в нашей демократической бюрократии. Понятно, что данное устройство оказывается абсолютно беспомощным при столкновении с любым вызовом истории – военным, экономическим, культурным. Вроде должности имеются, люди есть  – а работать некому.

Взять хотя бы назначение Сергея Кириенко на пост атомного министра. Ну неужели в стопятидесятимиллионной стране не нашлось на этот немаловажный пост никого, кроме старого комсомольского аппаратчика, подарившего стране дефолт? Мало там было Адамова?

Прямо, как у незабвенного Аркадия Райкина: «Где я только не работал. И хоть везде и все заваливал, но считалось, что я, как руководящий работник расту».

 Орда же создавалась для великих завоеваний, почему и предполагала строгую дисциплину, «командно-административную систему», персональную ответственность за выполнение поручений и возможность карьерного роста (не только для воинов, но даже и «грамотеев-книжников» - то есть специалистов).

 

В игре же, под «ордой» подразумевается скорее племя в процессе переселения. Что же здесь получается? Как только такая армия захватывает город (вместе с окружающей сельской территорией – «хорой»), она сразу растворяется в воздухе. «Оседает», так сказать. Прямо хордовые какие-то, что вечно норовят зарыться в грунт.

Оглянуться не успеешь, как останешься без войск.

И приходится начинать создавать из «варварской орды» государство. Управлять городами, регулировать налоги, строить различные типы зданий. И все для того, чтобы завоевать требуемые 15 городов, включая Рим и Константинополь – столицы Западной римской империи (Гесперии) и Восточной римской империи (Византии).

Правда, в случае потери территории, орда опять появляется на свет и вновь образует армию. Но не собираемся же мы сдавать завоеванные города!

Вообще, типичным выходом для воинственных, но малочисленных варваров, завоевавших большую цивилизованную страну (и сменивших, к тому же, ландшафт обитания) был феодализм. Раздать воинам земли и пусть кормятся от труда крестьян (пока готовы служить правителю).

Здесь следует сказать несколько слов о составе армии гуннов. Основной костяк ее составляют великолепные лучники. Гунны и их предки - центральноазиатские хунны прославились именно как неуловимые конные стрелки. Комбинация - быстрый конь + дальнобойный сложносоставной лук делает данный род войск почти непобедимым (ибо ахиллесовой пятой многих стрелков является их уязвимость в ближнем бою).

 

Лучники-элитарии.

 

Кроме этого, гунны располагают в игре просто легкой и тяжелой варварской конницей из числа подвластных народов. Плюс варварская же пехота.

Вообще-то, пеших бойцов в реальной истории среди гуннов долгое время не наблюдалось. Оно и понятно - не слишком качественная пехота стала бы для степняков обузой, лишив их традиционной мобильности. Не зря ведь скорость эскадры измеряется по скорости самого медленного судна.

Однако знаменитый Аттила включил пехоту в свои войска. Ему надо было брать хорошо укрепленные города на Балканах, в Галлии  Италии. А конница, при всем желании, не способна двигать осадные машины. Но это же и привело, вероятно, Аттилу к поражению от римлян и вестготов в знаменитой битве на Каталаунских полях ("сражению при Шалоне").

 

Правящий Дом гуннов включает в себя Лидера – Тукечена, двух его сыновей - Кандак (Преемник) и Эллак, и зять Диггиз (последний, как и Лидер женат, имеет четверых детей).

 

Правящий Дом.

 

Кроме того, имеется дипломат (для переговорного процесса, разведки и подкупа), шпион (улучшенная разведка и шанс открыть ворота вражеского города) и киллер (он же – спецназовец, совершающий диверсии против военных и гражданских объектов противника).

Итак, на военном совете решено максимально быстро идти на юг – в богатые земли Восточно-римской империи. А промежуточные территории сарматов и готов обойти стороной, не втягиваясь в бои.

Известно было, что война с пассионарными варварами очень трудна. Победить их, как правило, можно, лишь уничтожив до последнего человека. А такая борьба до крайности обескровливает и победителя. А полученная после такой резни добыча ничтожна – что возьмешь с варваров?

Правда, перед уходом гуннские орды разграбили «кампус» мятежников. Чтобы помнили.

 

 

 

Алексей Фанталов.

 

 

Фрако-дакийская, иллирийская и скифо-сарматская мифологии.

 


В избранное