Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Всемирная история от Алексея Фанталова Хосе Ортега-и-Гассет. «Восстание масс».


Хосе Ортега-и-Гассет. «Восстание масс».

 

 

Нелегкая судьба сподвигла меня перечитать работы испанского мыслителя первой половины 20 века Хосе Ортега-и-Гассета. Я говорю «мыслителя», поскольку название «философ» как-то не очень подходит к этому случаю. Все же, Ортега не выстроил собственную философскую систему, наподобие гегелевской или платоновской. Его книги, публицистичны, для них характерно отсутствие строгой логики, часто это вообще каша. Почему же я обратился к данной теме? Ортега-и-Гассет подобен врачу, который предлагает неверное лечение, но ставит правильный диагноз. Более того, эссе мыслителя – «Восстание масс», «Дегуманизация искусства», «Бесхребетная Испания», написанные семь – восемь десятилетий назад смотрятся неожиданно современно (чего не скажешь о многих «классических» философах).

Часто того или иного философа ассоциируют с каким-то наиболее характерным его понятием. «Мы говорим – Ленин, подразумеваем – Партия!». Фишка Делеза – рисома, Бодрийяра – симулякр (Пелевин сказал – «бодрийякр»). Ницше – сверхчеловек; Кант – «вещь-в-себе»; Платон – Идея. В общем, вы поняли, мужики.

Для Ортеги это будет «восстание масс». Собственно, насчет масс уже высказывались другие ответственные товарищи, например – Г. Лебон. Лебон написал знаменитую «Психологию масс», где учил политиков начала 20 века управлять толпой. Типа толпа не плоха и не хороша. Она может совершать страшные жестокости, но и способна на героические поступки.

В другом месте толпа сравнивается с женщиной, которая любит силу.

Лебон отказался от общепринятой научной карьеры, обратившись к политикам через головы академической общественности Франции. Она, эта общественность, разумеется, не простила (общественность тоже толпа – «женщина», и значит, мстительна J). Со временем, идеи Лебона были замолчены, чему способствовал и былой успех его книг в фашистской Германии.

Да, так вот возвращаемся к Хосе Ортега-и-Гассету. Хосе говорит, что в начале 20 века, а, скорее – после Первой мировой войны, мир наполнили толпы. Откуда они взялись? Автор несколько противоречив. В одном месте он говорит о небывалом росте народонаселения Европы в 19 веке, в другом – о том, что эти массы покинули свои деревни и малые города, устремившись в мегаполисы. Скорее всего, было и то и это.

Плюс еще – массовое повышение уровня жизни и расширение гражданских прав.

Кстати, мыслитель говорит о том, что если среди современных (ему) массовых личностей провести мини-опрос типа: «в какую эпоху они хотели бы жить», выбор однозначно был бы сделан именно в пользу нынешней (Ортеги-и-Гассетовской). Это означает высокую степень удовлетворенности граждан (сбылась вековая мечта и пр.).

Любопытно, что аналогичный выбор произведут и люди начала 21 века.

Вообще, Ортега выступает с позиций аристократического либерализма. Масса ему неприятна – всюду лезет, понимаешь (в политику, например). Нужна, стало быть, элита – но откуда ее взять? Старая наследственная аристократия не внушает ему оптимизма, Хосе сторонник меритократии, то есть «власти лучших».

Да, но откуда возьмутся эти «лучшие» и, главное – как они пролезут наверх? Здесь про это ни гугу.

В «Дегуманизации искусства» Ортега-и-Гассет чуть более конкретен. «Дегуманизация» - это не то, что вы подумали. Это в хорошем смысле. Мыслитель так говорит о новом, «авангардном» искусстве, которое внушает ему определенные надежды именно своей элитарностью. Дескать, массы понять не в состоянии, а элита – может. По такому принципу она и станет структурироваться.

С тех пор прошло восемьдесят лет. Авангардисты по-прежнему в «авангарде». Масса по-прежнему их не переваривает, но старается не признаваться в этом открыто. Более того, люди, с претензиями на элитарность тоже не любят «авангардистов» – уж слишком противоестественны. Но «элитариям» тем паче нельзя обнаруживать свою неприязнь явно – чревато оргвыводами. Если очень постараться – можно ведь полюбить кого угодно. Для пользы дела.

Значит, «Восстание масс» делится на две части. Первая описывает само это явление, давая «анатомию массового человека». Здесь как-то очень попахивает будущими идеями Римского клуба 1970-х, с его «пределами роста», «устойчивым развитием» и «золотым миллиардом».

Вторая часть рассказывает «кто правит миром». Звучит завлекательно, но это опять-таки – не то, что вы подумали. Миром, оказывается, не правит никто, а раньше - с 16 века правила Европа. Однако, после Первой мировой старушка замкнулась в собственных проблемах, а на западе и востоке выросли гиганты – США и СССР.

Правда, обе эти державы не представляются Ортеге особенно перспективными. Будущее, по-прежнему за Европой. Для этого, последняя должна проявить волю к объединению, ибо требования современности переросли национальные границы. Актуально, не правда ли (хотя признаем, идея «Соединенных Штатов Европы» была высказана гораздо раньше).

Еще одна работа Хосе Ортега-и-Гассета – «Бесхребетная Испания». В ней он говорит о проблемах сепаратизма (баскского, каталонского и пр.), расцветающего в условиях инертности державоображующего этноса (или субэтноса) – кастильского. Когда-то, Кастилия предложила всем христианским народам Иберийского полуострова широкую программу строительства Испании. Ибо, как вполне справедливо отмечает мыслитель, государство есть прежде всего проект, запущенный в производство. Если проект выдохся – то его участники разбредаются в разные стороны (и дело не спасут общие кровь и почва). А виноват будет именно «державообразующий этнос», отказавшийся от своей исторической судьбы.

 

Алексей Фанталов.

 

 

Пролог. Стих о Голубиной книге.

 

Святогор.

Исцеление Ильи Муромца.

Илья Муромец и Соловей-разбойник.

Илья Муромец и смерть Святогора.

Вольх и Микула Селянинович.

Поход Вольха Всеславьевича и его смерть.

Добрыня Никитич и Маринка.

Добрыня Никитич и Змея Лютая.

Женитьба Добрыни Никитича.

Дунай-богатырь и Добрыня.

Женитьба князя Владимира.

Алеша Попович и Тугарин Змеевич.

Добрыня Никитич и жена его.

Михайло Потык и Марья Лебедь белая 1.

Михайло Потык и Марья Лебедь белая 2.

Соловей Будимирович.

Иван Годинович и Кощей.

Илья Муромец и Идолище.

Илья Муромец и сын его.

Камское побоище.

Как не стало богатырей на земле русской.

 


В избранное