Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Всемирная история от Алексея Фанталова Священная римская империя германской нации 1.


Священная римская империя германской нации 1.

 

Помимо «Рима», намек на подлинную трехмерность в стратегиях мне удалось найти разве что в «Цивилизации 4». Правда, бои здесь отличаются условностью, в них мало тактических ухищрений. Количественное преимущество (мой любимый козырь) имеет значение лишь постольку, поскольку истощаются соединения (юниты/модули) малочисленной стороны – одновременно сражаются лишь по одному юниту от каждой фракции.

Впрочем, в «Цивилизации» игрока как бы подталкивают к «мирному сосуществованию» и развитию, которое часто оказывается выгоднее войн.

Фактически, игра Сида Мейера – это сплошная трехмерная стратегическая карта. Покрутив колесико мыши, можно приблизить объект и понаблюдать, например, как слоны щиплют травку, забавно мотая хоботами и прядая ушками. Или рассмотреть «чудеса света», построенные в твоих городах.

Как я понимаю, «Цивилизация» была предшественником и образцом для создания всех последующих игр такого рода. Но даже сейчас ее система планирования является одной из лучших.

Правда, Сид Мейер умиляет своим чувством юмора относительно «мировых лидеров». Дело в том, что игра выполнена в американском духе тотальной эклектики. Ты можешь выбрать для руководства некую империю – например, Монголию. Тогда тебе предлагают вариант – быть либо Чингиз ханом, или Хубилаем (внук последнего, завоевавший Китай). Но в остальном, что Монголия, что Франция, что империя ацтеков –все едино. Все проходят одни и те же стадии социального развития, строят одни и те же чудеса света (например, пирамиды и висячие сады Семирамиды я создал в китайской столице). Леонардо да Винчи может родиться в Новгороде.

Физический, исторический и политический аспекты карты также произвольны. Поэтому, вполне может получиться, что на одном материке окажутся Россия, Александр Македонский со товарищи и Инки.

И юниты (модули) у всех одинаковы, разве что имеется по одному уникальному (для французов – мушкетеры, греков – фалангиты, американцев – некий тип морских пехотинцев).

 

Итак, я решил посмотреть – что же это за «исторический вариант «Цивилизации». И выбрал Средневековье, 1000 год нашей эры, Германскую империю. Точнее, «Священную римскую империю германской нации», как она тогда называлась. Дело в том, что над европейскими монархами все еще довлел призрак Западной римской империи, и они постоянно стремились к ее «возрождению», в своем лице. Такую успешную попытку сделал Карл Великий в начале 9 века. А после него – германские короли.

Поскольку Бисмарком я уже был (это когда сражался с Александром Македонским), то в качестве исторической аватары взял Фридриха Великого – прусского короля конца 18 века, героя Семилетней войны (Пруссия тогда в союзе с Англией воевала против Франции, Австрийской империи, России, Польши с Саксонией, Швецией и мелкими немецкими государствами). К тому же Фридрих – типичное имя для средневековых германских императоров.

Исходная карта примерно соответствует реальному 1000 году. Расклад такой – сильнейшей империей является держава Саладина. Исторический Саладин (курд по национальности) жил несколько позже – в 11 веке. Он успешно воевал с крестоносцами (хотя и потерпел поражение от английского короля Ричарда Львиное Сердце) и основал династию Эйюбидов, правившую в Египте и Сирии до 13 века, когда гвардия мамлюков привела к власти собственного лидера.

Европейские страны – Испания (королева Изабелла Кастильская), Франция (король Людовик Четырнадцатый), Англия (Елизавета), Россия (Петр 1) и сама Германия находятся в дружественных отношениях и противостоят как Саладину, так и «империи викингов» короля Свейна Эриксона. Противостоят они также почему-то и Византии императора Василий (Василий Македонянин), с которой (как и со Свейном и в отличие от Саладина) вообще нет возможности вести переговоры.

Ну, дикий анахронизм с «мировыми лидерами» отнесем на счет народной американской забавы.

 

Вообще-то война в игре «Цивилизация» маловыгодная вещь. Нас постоянно подталкивают к мысли о необходимости мирного развития. Кроме того, я знаю, что где-то за морями огромные пространства Америки и Австралии. Поэтому гораздо выгоднее заниматься их освоением, чем проливать реки крови из-за каждого клочка земли в Европе. Однако есть проблема – необходимы корабли класса «галеон», способные перевозить человеческие модули через открытые моря. А для их создания по условиям игры следует развить некоторые «технологии» - конкретно «компас» и «астрономию». Необходимо время.

Отряды, которые у меня находились под Иерусалимом (на самом деле крестовые походы начались в конце 11 века), вывожу в Европу. Нечего им там делать. Зато, при их помощи беру штурмом Сиракузы, принадлежащие Саладину, и ввожу подведомственную мне Италию в ее естественные границы. Вскоре колонизирую пустынную Сардинию.

Ко мне приходят послы Саладина и предлагают перемирие на десять ходов за двадцать частей золота. Соглашаюсь, а после заключаю торговое соглашение. Войск у Германии достаточно, и я решаю захватить языческий город в Восточной Пруссии – за него все равно никто не станет вступаться. Подтягиваю катапульту и начинаю методично разрушать его укрепления. Наконец, готовлюсь к штурму – и неожиданно узнаю, что меня опередил царь Петр. Как это недостойно со стороны дружественной державы!

Я мог бы изгнать нахала из городка, но это повлекло бы за собой абсолютно ненужную войну. Сделаем вид что ничего не произошло. Слон уступает носорогу путь не потому, что боится последнего, а оттого что умнее.

 

Вскоре мы отправили колонистов с боевым сопровождением на север, неосвоенный Российской фракцией. Пройти через территории Петра нам помогло соглашение о прозрачности границ. В районе Кольского полуострова нами был основан Берлин, а около современного Архангельска – Аахен. Оказывается, не терялись и французы, осваивавшие обширные территории Вологодчины и Верхней Волги.

К тому времени истек срок перемирия, заключенный Германией с Саладином. Последний по-прежнему был настроен недружественно. «Бойтесь моих стрелков на верблюдах!» пригрозил он. Фридрих ничего не ответил.

А вскоре к Германскому императору обратился Людовик Четырнадцатый («Король Солнце», героя романа Дюма «Виконт де Бражелон», автор знаменитой фразы: «Государство – это я!») с предложением возобновить войну с Саладином. «У него имеется график уничтожения нас всех!» - с чисто французской живостью добавил король.

Война не была насущной необходимостью для Германии, однако Фридрих решил поддержать соседа, имевшего значительную общую границу с Германией и единую религию. Близким по культуре державам следует держаться вместе. Заодно и выпросил у Людовика небольшую военную субсидию – «Удовольствие заниматься с вами коммерцией, Фредерик!».

Впрочем, мы не желали этой войны. Тем более что на Священную римскую империю германской нации постоянно нападали викинги из Дании. Но, благодаря искусному руководству великого тактика Фридриха, натиск не только был отбит, но немцам удалось захватить Копенгаген. Германия и здесь вошла в свои естественные географические границы.

Хуже было на востоке. Здесь византийцы наскакивали на наши владения, точно маньяки. Однако, поскольку войска Фридриха оборонялись, они обладали преимуществами «защитной премии», и имели успех. Исключение было сделано лишь для городка, некогда перехваченного у нас из-под носа царем Петром. У Петра его отобрали агрессивные византийцы, а у них – мы.

Начиналось уже шестнадцатое столетие (в «Цивилизации» чем дальше – тем меньшим временным интервалам соответствует каждый законченный ход – типа, становится больше событий). Византии, в принципе, уже не должно было бы быть – ее место заняла Османская империя. Однако в данной игровой реальности Восточная римская империя играла роль турок.

 

(Продолжение следует).

 

Алексей Фанталов.

 

Углубленная теория композиции 1.

Углубленная теория композиции 2.

Углубленная теория композиции 3.

Углубленная теория композиции 4.

Углубленная теория композиции 5.


В избранное