Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Всемирная история от Алексея Фанталова «Хазарский словарь».


Информационный Канал Subscribe.Ru

«Хазарский словарь».

 

 

Являясь по форме типичным постмодернистским романом, который, как пишется в предисловии, можно читать чуть ли не с любого места, «Хазарский словарь» Милорада Павича (лучшая его книга, наряду с "Пейзаж нарисованный чаем") структурно разделен на три части - «книги»: J

Красную книгу (христианские источники о хазарском вопросе);

Зеленую книгу (исламские источники о хазарском вопросе);

Желтую книгу (еврейские источники о хазарском вопросе);

И некоторые приложения.

 

Такое структурирование призвано решить ряд сложных авторских задач. Ибо сюжетный стержень романа – выбор веры хазарами.

Для жителей России данная тема должна представлять крайний интерес. Ведь вся фиксированная история нашей страны имеет в основе великий миф о выборе веры князем Владимиром.

Разумеется, данная летописная притча представляет именно символический миф, поскольку и о православии, и об исламе, и об иудаизме в Киеве того времени знали очень хорошо, представителей всех трех религий здесь было много. Не говоря о том, что бабка Владимира, великая княгиня Ольга была ревностная христианка.

Хазары интересны тем, что они также оказались в процессе выбора одной из трех религий. Только колебались они гораздо дольше.

Представители хазарской элиты побывали в разное время и иудеями, и православными и мусульманами. А затем их пути разошлись между собой, как разошелся путь элиты этой страны и ее народа.

Реальная история такова. Обитатели Нижней Волги хазары приняли, в качестве династии каганов бежавших с Востока представителей великого тюркского рода Ашина. Под их руководством Хазария превратилась в мощное государство, которое долго воевало с арабским халифатом.

В первой половине восьмого века нашей эры, когда войска халифа Мервана стояли на Средней Волге, хазарский каган вынужденно принял ислам. Вскоре, однако, мусульманский проповедник был коварно убит. А в халифате началась жестокая гражданская война, так что арабы не могли вмешаться в происходящее.

Затем среди представителей правящей династии началась успешная пропаганда иудаизма. Хазарский каганат превратился в важнейший узел международных торгово-финансовых операций девятого века. Но тогда же началась его борьба с Русью за гегемонию в Восточной Европе. «Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам…». Борьба эта закончилась походом князя Святослава и разгромом хазарских городов Итиля и Саркела.

Государство хазаров перестало существовать. Население распалось на различные религиозные общины. По мнению Льва Гумилева («Древняя Русь и Великая Степь») православные хазары получили наименование «бродники». Их атаман Плоскиня был проводником монголо-татарских войск во время битвы при Калке.

В тринадцатом веке при хане Берке часть хазарского населения приняла ислам и получила название астраханских татар. Однако православные бродники были достаточно многочисленны. Когда же с территории Средней Руси на юг бежали вольные люди, тяготившиеся жесткой властью московских князей и их бояр, бродники давали им «политическое убежище». Так родилось казачество.

Вот каждая из трех книг и излагает сюжет о выборе веры хазарами со своей точки зрения. Типично постмодернистский «стереоскопический» подход.

Но роман Павича представляет собой замечательное произведение, поскольку не ограничен только этим. Ибо любая выдающаяся книга, картина и пр. рождается на стыке нескольких идей и смыслов.

Другими сюжетообразующими элементами «Хазарского словаря» являются концепция Адама Кадмона и идея реинкарнации.

Адам Кадмон в мистической традиции иудаизма представляет собой Идею человека (в платоновском смысле). То есть все люди – что были, есть и будут являются его отражениями, а он – их всеобщая совокупность.

Данный образ присутствует и в древнеперсидском зороастризме (возможно, там-то он и появился впервые). Первочеловек Гайомарт был погублен силами зла и, в особенности – блудницей Джех. Что, в связи с насаждаемым по всему «цивилизованному миру» культом великой блудницы весьма символично.

В центре повествования – три героя – христианин, мусульманин, иудей. Это те самые проповедники веры, что представали перед хазарским каганом. И погублены они были демонами – чертом, шайтаном и демоницей Лилит.

Образ Лилит (помнится, в России выпускался под этим названием глянцевый журнал для женщин) уходит корнями в мифологию Шумера. Еще великий герой Гильгамеш убил демоницу Лилит, сидевшую в ветвях дерева.

Гибель проповедников по ложному навету – первый временной срез (девятый век нашей эры). Второй – приходится на семнадцатый век, период большой войны Священной римской империи и Турции.

Проповедники возродились, вновь в качестве представителей своих религий. Их имена: Бранкович – воинственный князь, Масуди – искатель истины и Коэн – еретик из гетто. Они не помнят прошлого, но смутные отголоски направляют их. Задачу свою они видят в составлении Книги снов. Ибо, согласно их идее, составив полную книгу сновидений, можно возродить великого Адама. То есть подразумевается некий аналог Страшного суда и установления царства справедливости.

А демоны этому всячески мешают. В финале они уничтожают Книгу снов, а герои погибают в бою между турками и христианами. Но некий малозаметный переписчик, прислуживавший из страха одному из демонов - черту Никону Севасту и презираемый им, тайно от своего господина переписал все тексты и спас тем самым священную мудрость.

Третий временной срез – двадцатый век. Проповедники снова возродились. Теперь они (в духе времени) ученые филологи. Они встречаются на симпозиуме в Каире. Туда же и прибывают демоны.

Финал – христианин и мусульманин убиты демонами, в преступлении обвинили иудейку (в духе модных идей двадцатого века Самуэль Коэн переродился в женском облике). Но Книга снов спасена, а значит – история будет продолжена.

 

«Хазарский словарь» весьма поучительная книга. В ней имеются страницы, посвященные печальной судьбе хазарского народа, потерявшего себя и старающегося забыть самое имя свое, собственную историю (так она горька). Но Павич подразумевает под ним сербов, и, в более широком смысле – православных, задавленных жерновами истории и ставших жертвами более удачливых соседей. Для жителей России эти аналогии очень красноречивы.

 

Алексей Фанталов.

fantalov@mail.ru

 

Дом Юлиев. Стратегический роман.

Вступление.

 

Часть первая. Семья.

Глава 1. Флавий Мощный.

Глава 2. Сыновья.

Глава 3. Амулий Честный.

Глава 4. Тиберий Геллий.

 

Часть вторая. Властитель.

Глава 1. "Под влиянием чумы".

Глава 2. Ради блага империи.

Глава 3. Без колебаний!

 

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.interesting.history
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное