Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Всемирная история от Алексея Фанталова «Д’Артаньян - гвардеец кардинала».


Информационный Канал Subscribe.Ru

«Д’Артаньян - гвардеец кардинала».

 

 

Волею судеб, этим летом мне в руки попал роман Бушкова «Д’Артаньян - гвардеец кардинала». Хотя, после «На то и волки» не собирался читать книги этого автора («прочитал Бушкова - читай Злотникова» :). Кстати, на обложке читается «НАТО и волки» - что звучало бы гораздо интереснее).

Уж я и не знаю, к какому жанру отнести «Д’ Артаньян - гвардеец кардинала». Альтернативная история? Пародия? Бульварное чтиво?

Конечно, с писателями прошлого можно не церемониться. И в романе Бушкова все отношения героев поставлены с ног на голову. Д’ Артаньян – ярый сторонник кардинала (а отнюдь не королевы Анны Австрийской и де Тревиля). Друзьями его являются не Атос, Портос и Арамис (эти, наоборот, противники), а Рошфор, Каюзак и де Вард. В Лондон наш герой едет для того, чтобы привести подвески, украденные миледи кардиналу (дабы окончательно утопить королеву).

Да уж, а как описана нравственность Анны Австрийской (и герцогини де Шеврез, кстати) – не стану уточнять. Все же нельзя так говорить об исторических лицах. Между прочим, в романах Дюма нет ни грана эротики. Вот вам и распутные французы.

Но новорусская бульварная литература – это новорусская бульварная литература.

Досталось и Констанции Бонасье. Фактически, именно она является главной злодейкой-отравительницей. И не миледи отравляет Констанцию (как у Дюма), а Констанция отравляет миледи.

Как говорится, «закон больших чисел». «В миллиардах случаев человек копает картофель. Но не исключено, что в одном случае из биллиона – картофель будет копать человека» (Йон Тихий у Станислава Лема).

Миледи, кстати, оказывается у Бушкова любовью всей жизни Д’Артаньяна (!)

Но оставим бульварщину за скобками.

Имелись ли какие-то исторические основания у Бушкова для его инверсионной концепции. Вообще говоря, да.

Во-первых, что представлял собой Ришелье, и что – его оппоненты?

Великий кардинал служил тому, что сейчас называют «Большой Модерн» Или – «проект развития». Во Франции особенно яркое воплощение нашел он в деятельности Генриха Четвертого.

А противники Ришелье – это феодальная знать. Кстати, даже и за пределами Франции, например, Бекингем (которого Карл Маркс, еще один своеобразный идеолог Модерна, назвал «бездельником»). И который был убит модернистами-пуританами.

Итак, чего могли ожидать французы от победы оппозиции Ришелье? Второго (или бог еще знает, какого по счету) издания феодализма.

Причем, гораздо более безобразного, нежели феодализм высокого Средневековья. Тот феодализм вырос из неспособности династии Каролингов прекратить внутренние склоки и остановить агрессию венгров и викингов. Энергичные люди вынуждены были организовывать защиту на местах, на собственный страх и риск. Так появились графы и рыцари.

Но затем прошел период королевской централизации. Феодалы могли быть полезны лишь на службе государству

Однако, всякий раз, когда сильная королевская власть в стране ослабевала, начиналась вакханалия герцогов и принцев, осложнявшаяся иностранным вмешательством.

Например, после смерти Филиппа Красивого началась катастрофическая Столетняя война. Карл Мудрый на некоторое время прервал пир во время чумы. Но, после его смерти он возобновился с удвоенной силой.

То же произошло и при поздних Валуа, во второй половине шестнадцатого века. Только на смену англичанам, в качестве внешней силы пришли испанцы.

Генрих Четвертый восстановил единство и спокойствие в стране. За это его и убили.

Идеологи Контрмодерна рассчитывали, что католический народ забудет бывшего еретика. Однако линия Генриха оказалась близка сердцам большинства французов, несмотря на конфессиональные нюансы. Поэтому, некоторое время спустя, Людовик Тринадцатый вернулся к курсу отца.

Собственно, это был курс Ришелье, а король только отказывался сдавать кардинала (своего первого министра) его врагам.

А враги у Ришелье (дворянина средней руки) были весьма могущественные: мать короля - Мария Медичи; супруга короля – Анна Австрийская; младший брат короля – Гастон Орлеанский. Это - не считая всяких герцогов и принцев.

Почему же устоял кардинал при слабохарактерном и капризном короле. Здесь сработали некоторые субъективные факторы, но главная – мощная поддержка кардиналу, со стороны судейского сословия (поборников порядка и законности) и массы энергичных мелких дворян, ценивших открывшуюся «вертикальную мобильность» в растущем государстве, и понимавших, что при победе «больших господ» их ждет участь холуев на побегушках (в лучшем случае).

Но вернемся к Д’ Артаньяну. Ведь он был тот же бедный гасконский дворянин, явившийся в Париж искать Фортуны. И не случайно, его зачислили не в мушкетеры, а именно в гвардию. И носил он не синий мушкетерский плащ, а алый – гвардейцев кардинала.

Но по Дюма, все время мечтал попасть в мушкетеры, дружил с ними. Этакий «свой среди чужих». Боролся против кардинала ради королевы и мерзавцев принцев. Помогал фавориту Карла 1 Бекингему (ненавидимому всей Англией). А в результате – получил от Ришелье награду (за героизм при осаде Ла Рошели). И забвение от королевы в следующих романах («Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон»).

Кстати, сама Анна Австрийская, после смерти своего супруга Людовика Тринадцатого (и еще более ранней смерти имевшего слабое здоровье Ришелье) вернулась к политической линии кардинала. А ничего другого и не оставалось – она же не хотела, чтобы герцоги и принцы приватизировали единую королевскую власть. Это ведь теперь была власть ее и подрастающего сына – Луи Четырнадцатого.

Интересно, что великий Ришелье оставил ей своего заместителя – кардинала Мазарини. Тот, в романе «Двадцать лет спустя» выведен весьма сатирическими красками. Ну не любил Дюма централизаторскую, государственную линию в политике Франции. Видел он и перерастание Государства Модерна в бездушную бюрократическую машину (что пунктиром намечено в «Виконт де Бражелон»). Дороже для великого французского романтика было Высокое Средневековье.

Но, «как честный человек», писатель понимал нереализуемость последнего уже в семнадцатом столетии (не говоря уже о девятнадцатом). Именно эту нереализуемость и олицетворяла трагикомическая и величественная фигура герцога Бофора.

 

Алексей Фанталов.

 

КАРТИНЫ УЧЕНИКОВ.

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.interesting.history
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное