Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Всемирная история от Алексея Фанталова Фестиваль по раннему средневековью 'Старая Ладога'.


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

Алексей Фанталов не возражает против републикации материалов, с указанием авторства и ссылкой на сайт.

 

Фестиваль по раннему средневековью "Старая Ладога".

 

 

25-26 июня 2005 года в Старой Ладоге состоялся фестиваль по раннему средневековью.

В нем принимали участие военно-исторические клубы: "Белая рысь", "Наследие предков", "Аустервегр", "Ратобор", "Черный Ворон", "Ладога", "Северый путь" (прошу прощения, если кого-нибудь упустил).

Старая Ладога стала пропагандироваться у нас в период перестройки, когда вновь вошла в моду норманнская теория образования Руси. В советский период больше любили говорить о Новгороде. Но, безусловно, традиции российской государственности, с ее деспотизмом и частым засильем иностранцев, проявлялись в Ладоге гораздо сильнее, чем в анархическом славянском Новгороде.

Старая Ладога возникла в конце 8 – начале 9 веков н.э. в низовьях Волхова, неподалеку от впадения реки в Ладожское озеро. В 862-864 гг. согласно летописи, Рюрик построил здесь укрепление, которое скандинавы называли Альдейгьюборг. Однако, нынешняя (и недавно отреставрированная) крепость возникла позже, в 12 веке.

Напомним, что легендарный Рюрик, якобы призванный северными славянами на княжеский стол, основал здесь династию, захватившую сперва Новгород, а затем и Киев. Рюрик был правителем неясного происхождения (его исконное владение находилось у подножья Ютландии), именуемым в летописях «варягом». Варяги, по сути, представляли скандинавских викингов, разбавленных  финно-уграми, западными славянами, англами, даже кельтами. Рюрик являлся противником шведов, и. возможно, это было одной из причин его гипотетического «приглашения».

 

Как и обычно бывает на подобных мероприятиях, хромала информационно-организационная сторона.  Участница фестиваля поведала нам о трудностях в размещении лагеря. Палатки разбили на территории ладожских сопок, представляющих ценный археологический слой культур раннего средневековья, где уже много лет работает постоянная археологическая экспедиция. Больших усилий потребовалось добиться права разводить там костры.

К тому же, лагерь был далековато от крепости.

На фестивале имелось немало людей с камерами, но почти все они снимали для домашнего видео. Присутствовали, правда, несколько тележурналистов, но, в итоге, данное мероприятие не нашло особого места ни на ТВ, ни на радио, ни в онлайне.

Завсегдатаи подобных зрелищ любят проводить сравнение отечественных исторических фестивалей с западными (не в пользу первых). Часто вспоминают «Деревню викингов», организованную шведами в Петропавловской крепости в 2003 году.

Здесь надо учесть, что западные реконструкторы опираются на широкую помощь государственных грантов и частных спонсоров. В России также возможно было бы кое-чего добиться в этом отношении. Особенно с учетом напуганности властей перспективами «оранжевой революции» и нескончаемых разговоров о необходимости «молодежной политики». Но, для этого, организаторам мероприятий и лидерам клубов надо смелей «брать быка за рога».

В общем, жаль, что фестиваль во многом остался "за кадром" поскольку само по себе он представлял интересное и познавательное зрелище. Помимо воинских упражнений, поединков и столкновений "стенка на стенку" (при которых одна из сторон могла применить древнегерманское построение "клином") мы могли наблюдать реконструкцию быта древних скандинавов (ткацкие ремесла, приготовление пищи и т.д.).

Нельзя не оценить большие усилия и энтузиазм реконструкторов. При наличии хорошей организации и рекламы фестиваль мог бы стать ярким событием в культурной жизни Питера.

Может быть, некоторые реконструкторы скажут, что публика их не интересует, и они собираются просто потому, что это приносит им радость. Но разве не интересно было бы сделать свой красивый внутренний мир частью огромного мира внешнего? Напомним, что рядом находится пятимиллионный Санкт-Петербург, преемник ладожской традиции.

 

Фрагмент лагеря.

 

 

Девушка за ткацким станком.

 

 

Скандинавская девушка. Видны специфические нагрудные парные фибулы (застежки).

 

 

Юноша с канюком.

 

 

Шествие клубов.

 

 

Снова клубы. Правда, остроконечные шлемы с конским хвостов весьма напоминают вооружение степных кочевников (так же как и пластинчатые доспехи некоторых участников), никогда не доходивших до Ладоги.

 

 

Сеча.

 

 

У стен крепости (в ожидании поединка).

 

 

Славянские мифы и эпос.

 

Алексей Фанталов.

fantalov@mail.ru

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.interesting.history
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное