Сайт kift - беседы о культуре, здоровье и красоте Глава 5 Диагностика у малышей методами китайской медицины . С радостью жду вас на сайте http://kift.ru
Большинство содержащихся в этой книге рекомендаций относится к домашнему лечению. Эти способы лечения могут быть использованы как первая ступенька шкалы постепенных решений, о которой мы упоминали выше. Для повышения лечебного эффекта они могут быть также использованы в сочетании с другими профессиональными способами лечения. В некоторых случаях я даю названия китайских травяных формул для определенных схем дисбаланса или для определенных заболеваний. Я делаю это главным образом для того, чтобы
читатель имел представление о том, как профессионально работает прикладная китайская медицина. Для того чтобы правильно применить то или иное китайское травяное лекарство, человек должен, прежде всего, определить схему дисбаланса больного.
Для того чтобы делать это вполне профессионально, требуются годы учебы. Здесь я предлагаю лишь самое главное из того, на что обращают внимание китайские врачи при определении схемы дисбаланса наших детей. В необходимых случаях это поможет родителям собрать нужную информацию как для них самих, так и для врача, который будет заниматься лечением их ребенка.
Сунь Си-Мяо, знаменитый врач эпохи династии Тан, говорил: «Легче заниматься лечением десяти мужчин, чем одной женщины, лучше лечить десять женщин, чем одного ребенка». Это изречение можно объяснить следующим образом. У женщины бывают месячные недомогания, которые влияют на диагностику, создавая для врача дополнительные затруднения и порой сбивая его с толку. Что же касается грудных младенцев, то постольку, поскольку они еще не научились говорить, они ничего не могут сообщить врачу
о своих болезненных ощущениях. По этому поводу даже современные врачи иногда говорят, что лечить младенцев, это все равно, что лечить глухонемых. Таким образом, становится понятной та особая трудность, которую Сунь Си-мяо приписывал лечению грудных младенцев.
К счастью, прогресс, который произошел в гинекологии и педиатрии за период, отделяющий нас от Танской династии, вполне очевиден; поэтому я позволю себе не согласиться с доктором Сунь Си-мяо. Если хорошо понимать роль диеты и пищеварения в жизни ребенка, то лечение детей оказывается значительно проще, чем лечение женщин. (А если хорошо разбираться в особенностях месячных циклов, то окажется, что женщин гораздо легче лечить, чем мужчин – из-за гораздо меньшей информативности последних.) Поэтому я люблю
работать с грудными детьми, и вовсе не считаю, что их диагностика представляет особые трудности. Определяя состояние здоровья ребенка, китайский врач должен в любом случае прежде всего определить: наличие или отсутствие аномальной температуры; достаточность или недостаточность правильной (здоровой) Ци; наличие или отсутствие плохой (нездоровой) Ци или субстанции, которую необходимо изгнать из тела. Для того чтобы все эт
о определить, китайский врач использует четыре подхода, именуемые иногда четырьмя методами исследования, или просто четырьмя исследованиями.
Осмотр
Осмотр больного ребенка предшествует всему остальному. Врач смотрит на цвет лица и глаз, на цвет его рук и ногтей, на вену на переносице и на указательном пальце, Он рассматривает на теле ребенка все места, в которых может быть боль или иной признак заболевания.
Исследование глаз говорит врачу о степени серьезности заболевания. Это называется исследованием духа (т. е. настроения) ребенка. Если взгляд ребенка ясен, если ребенок проявляет любопытство и сообразительность, то болезнь, по всей вероятности, является не такой уж серьезной, ее лечение не создаст слишком больших затруднений. Если же, наоборот, глаза ребенка мутны, как бы затянуты пленкой, взгляд говорит об отсутствии интереса к окружающему, то серьезность состояния представляется очевидной,
и лечение потребует больших усилий: возможно даже придется обращаться за помощью к «западному» доктору.
После этого врач смотрит на цвет кожи ребенка. Красный (по сравнению с нормальным) цвет кожи свидетельствует о повышенной температуре тела. Ненормальная бледность или желтизна говорят о недостатке Ци и крови. Если же дети выглядят зеленоватыми или синими, то речь может идти о простуде или о сильной боли. Врач скорей всего обратит внимание и на переносицу ребенка. Если имеющаяся там вена просвечивает, то это говорит о слабости селезенки, т. е. пищеварения ребенка; и чем заметней
эта вена, тем сильней недостаточность селезенки.
Затем врач смотрит на вену в основании указательного пальца с ладонной стороны. В силу не совсем понятной традиции у мальчиков рассматривается левый палец, а у девочек правый. В зависимости от размера, цвета, рельефа, положения и формы этой вены врач может определить, связана ли болезнь с жаром или с холодом, с избытком или с недостаточностью, а также установить, насколько далеко зашла болезнь. Для диагностирования состояния маленьких детей (до 6 лет) такое исследование указательного пальца
в практике ТКМ применяется очень широко. Это исследование пальца очень часто используется вместо прощупывания пульса на лучевой артерии, поскольку малыша не всегда удается уговорить посидеть спокойно, и тогда точное измерение пульса становится трудно выполнимой задачей. Поэтому чем младше ребенок, тем более важное место в его диагностике занимает эта процедура.
Конечно, врач тщательно осматривает и то место, где, как указывают родители или сам ребенок, у него что-то болит. Например, если у ребенка пеленочная сыпь, врачу надо будет внимательно рассмотреть эту сыпь, чтобы выяснить, какого она цвета и какую площадь она захватила, мокрая она или сухая, и есть от нее ли на коже трещины. Точно так же будет рассматриваться и всякая другая кожная сыпь. Интенсивное покраснение сыпи указывает на наличие патологического
жара. Если сыпь имеет красновато-фиолетовую окраску, то в терминах ТКМ врач может предположить застой токсинов и (или) крови. Мокнущий характер сыпи свидетельствует о наличии патологического жара, а нагноение – также о присутствии токсинов.
Выслушивание и обнюхивание
Так случилось, что в китайской медицине выслушивание и обнюхивание обозначаются одним и тем же словом. Прежде всего врач прислушивается к дыханию ребенка, пытаясь услышать любой звук, говорящий о кашле. Если есть кашель, то сильный он или слабый? Сухой или с выделением мокроты? Можно ли считать его спазматическим? Каково дыхание – астматическое, хриплое? Отражается ли в характере дыхания присутствие мокроты? Врач прислушивается также к звучанию голоса и к связности речи.
Что касается «обнюхивания», то китайские врачи «принюхиваются» к дыханию. Это очень важно для того, чтобы можно было говорить, например, о застое пищи в желудке. Если есть такой застой, то дыхание будет отдавать кислым или просто будет неприятным. Если дыхание свежее, то, скорее всего, проблема не в застое пищи.
Далее, врач может спросить у родителей о том, как пахнет стул ребенка. Если стул имеет зловонный запах, то, вероятно, это связано с жаром, и у ребенка в желудке и кишечнике застой пищи. Отсутствие запаха в стуле может свидетельствовать о слабости селезенки. Если моча имеет резкий запах, то это также может указывать на наличие жара. Как правило, врачам не приходится нюхать стул и мочу ребенка – родители делают это заранее, а потом врач получает от них соответствующую информацию.
Ощупывание
Когда ребенка приводят на консультацию, то врач обычно поглаживает его по голове и щекам. Таким образом, возможно даже незаметно для родителей, врач уже начинает ощупывание больного. Ласково поглаживая ребенка по голове, врач выясняет, заросли ли роднички в достаточной мере для его возраста. Поглаживая и пошлепывая ребенка по щекам, врач получает информацию об их температуре. Продолжая обследование, врач может уложить больного ребенка на спину и пощупать его живот. Холодный он или горячий,
натянутый или вялый, расслабленный? В зависимости от возраста ребенка, врач может по своему усмотрению пощупать пульс ребенка, и он, скорее всего, ощупает больное место, на которое укажет сам ребенок или его родители. Например, если у ребенка болит горло, или даже если не болит, врач ощупает гланды, чтобы узнать, не распухли ли они, и какие они на ощупь – твердые или мягкие.
Опрос
Если опрос непосредственно ребенка невозможен по причине его слишком раннего возраста, то врач обращается с вопросами к его родителям. Он может поинтересоваться, как и когда началась болезнь, в каких симптомах она проявляется, каков аппетит ребенка, его стул, моча, а также каковы его поведение, настроение и сон. Какого цвета мокрота? Какие способы лечения были испробованы и с каким результатом? Как обычно питается ребенок, и что он ел после того, как болезнь уже началась? Повышалась ли
у ребенка температура и когда? Вопросы могут быть разные. Одни из них совпадают с теми, которые в таких случаях задает «западный» доктор, другие составляют специфику китайской медицины. По всей вероятности, китайский врач будет больше интересоваться аппетитом, пищеварением и стулом ребенка.
Определение схемы дисбаланса сообразно ТКМ или диагноз будут сделаны на основе рассмотренных четырех видов исследования. Китайскому врачу могут понадобиться (или не понадобиться) результаты тестов и лабораторных анализов. Но даже если тесты проводятся, сообразная с ТКМ схема дисбаланса устанавливается не по результатам тестов. Лечение будет назначено на базе схем дисбаланса.
Оказавшись в кабинете китайского врача, ребенок может вспомнить свой визит к другому врачу и начать плакать, опасаясь уколов, взятия крови на анализ или каких-либо иных неприятностей подобного рода. Постепенно, однако, он разберется в обстановке и поймет, что здесь ему ничто не угрожает. Спокойное настроение ребенка будет способствовать успешному лечению.