Газета обо всем Введение в нутрицевтику — история С радостью ждем вас на нашем сайте http://kift.ru. Непременно заходите в гости!
А сейчас — исторический обзор древних традиций, приведших к появлению диетологии, нутрициологии иже с ними...
Древние культуры вполне овладели диетологией. Описания лечебно-профилактических свойств блюд можно встретить в древнеиндийской Аюр-веде, в древнекитайских Хуан-Ди Ней-цзин и Нань-цзин, в тибетском трактате Чжуд-Ши. Видимо, каждая медицинская школа проходила этап диетологии, выявляя полезные и вредные блюда и определяя желательный состав питания при разных заболеваниях.
Видимо, будет правильным объединить истоки диетологии с древнейшими поверьями, магией и религией доисторической эпохи. Различного рода табу, заповеди и заветы священных книг – в том числе и библейское
только крови не ешьте: на землю выливайте ее, как воду
(Второзаконие, гл. 12, ст.16),
Не ешь никакой мерзости.
Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы,
олень и серна, и буйвол, и лань, и зубр, и орикс, и камелопард.
Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на обоих копытах глубокий разрез, и который скот жует жвачку, тот ешьте;
только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта с глубоким разрезом: верблюда, зайца и тушканчика, потому что, хотя они жуют жвачку, но копыта у них не раздвоены: нечисты они для вас;
и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь.
Из всех животных, которые в воде, ешьте всех, у которых есть перья и чешуя;
а всех тех, у которых нет перьев и чешуи, не ешьте: нечисто это для вас.
(Второзаконие, гл. 14, ст. 3-10)
и так далее, и тому подобное.
Не советую напрягаться приверженцам других, нехристианских религий – все, о чем я говорю, в равной степени относится и к вам. Я, как «этнический носитель» православного христианства, наиболее знаком именно с ортодоксальными устоями, а, чтобы приводить цитаты из Корана, Вед и других писаний, мне понадобилось бы потратить уйму времени на доскональное изучение источников – суть же не изменится, и пользы не будет никакой, помимо пустой траты времени и сил.
Многие из подобных запретов при желании можно объяснить логически, но большая их часть имеет магически-религиозную подоплеку. Так, запрет употреблять в пищу кровь объясняется тем, что в крови находится душа.
Сейчас стало модным чрезмерно умничать, приписывая древним мысли и побуждения, вовсе не присущие доисторическим эпохам. Не удивительно, если какой-нибудь горе-историк провозгласит сенсационное «открытие», будто бы библейские евреи были знакомы с инфекциями, распространяемыми через кровь, и, поэтому, якобы и вводили этот запрет. Или, скажем, свинину – вредно, поэтому и запрещено. Полная чушь.
Древние вряд ли были так привередливы, что разделяли продовольствие на «вредное», «полезное», или еще как-нибудь. Еда – она и есть еда, и употреблялась по мере появления. Нашли съедобный корешок – слопали, поймали рыбу – устроили «рыбный день», изловили кабана – поели свининки.
Со временем, с развитием общества закономерно появляется предшественница религии – магия, принося собственные, порой очень замысловатые и загадочные запреты на те или иные действия, в том числе – на употребление в пищу того или другого. Не будем описывать процесс возникновения магических поверий, слишком это долго, в небольшой статье не поместится, но результат был известен – магическое мировоззрение привело к возникновению огромного количества пищевых ритуалов, в основном
запретительного характера. В дальнейшем первопричина, смысл ритуала забывался, и запрет либо принимался как есть – «потому что нельзя», либо сопровождался простейшим объяснением, наподобие «нечисты они для вас».
Вообще категория «чистоты» и обратная ей «нечистота» играли очень важную роль в магическом миропонимании, и пищевые запреты обязаны своим появлением в основном именно этому. Но подробное описание магической картины мира, повторяю, очень сложно и объемно, не будем сейчас на этом останавливаться.
По мере развития общества «чистые» магические взгляды стали сопровождаться, а затем и замещаться религией. Появились персонификации природных и магических явлений – духи, а затем и боги. Но пищевые традиции, как это и видно из Библии, оставались прежними, лишь императив сменился с магического «нельзя, потому что нельзя» на религиозное «нельзя, потому что боги не разрешают». Согласитесь, это – что в лоб, что по лбу…
Тут уж недалеко и до понимания изначального значения религиозных постов. Все оказывается очень просто – в конце зимы запасы истощаются, подбираются все остатки из амбаров и сусеков, не до жиру оказывается. Мифологическое мышление объясняет ежегодную, повторяемую регулярно нехватку не рационально, а в соответствии с магически-религиозным взглядом на жизнь – духи-де не дали еды. Через некоторое время, по мере развития религии формула сменилась – не духи, а боги не позволили быть
достатку. И, наконец, с появлением христианства с его «встроенным» комплексом неполноценности оказалось, что люди должны голодать не потому, что еды в это время года не хватает, а потому, что должны – так, дескать, угодно богу.
Как ни относиться к «научному атеизму», процветавшему в советские времена, но надо признать, что объяснение возникновения религиозных постов атеистами давалось как нельзя правильно. Посты были чрезвычайно удобны и выгодны правящим классам для предотвращения народного недовольства нехваткой еды и полуголодным существованием.
А отказ от употребления животных продуктов, возводимый религиями в заслугу верующим, имеет в своей основе и того большую каверзу. Дело в том, что люди, отказавшиеся от мяса – вегетарианцы, – тем самым лишают себя многих жизненно необходимых питательных веществ, что приводит к самого разного рода недомоганиям. Особенно опасно вегетарианство в раннем, детском возрасте – нехватка незаменимых питательных веществ, как правило, приводит к недоразвитию умственных способностей. Согласитесь,
что для правителя подходящий народ тот, который не рассуждает – а тут мы получаем освященный жрецами способ превратить весь народ в тупых недоумков. В старые времена, когда не было телевизора и рекламы, лучшего и придумать нельзя было.
Только не надо повторять лозунги доморощенных адептов вегетарианства – по ближайшему рассмотрению все это оказывается полнейшей чушью. Впрочем, вегетарианство – это отдельная тема, мы ее уже касались раньше, и, возможно, когда-нибудь рассмотрим подробнее, но не сейчас.
Как ни удивительно, но религиозные посты оказываются одной из старейших попыток спонтанного применения нутрициологии – пусть даже тогда и понятия такого не было и быть не могло. А именно – манипуляция составом еды с целью получения изменений здоровья населения.
До сего дня отношение к питанию остается по большей части исконно-магическим. Категории полезных и вредных продуктов, как правило, очень и очень спорны, основаны на непроверенных данных и умозаключениях, достойных телепередачи «М… +», но никак не людей в здравом уме. Так, в последние годы общенародной страшилкой стал мифический холестерин – и никто не утруждается объяснением, что же это, собственно, такое, какие разновидности холестерина бывают, какова их роль
и в чем может быть вред. Вредно – и все! Как удобно производителям дорогих и почти что никчемных лекарств.
Довольно долгое время продолжалась эта эпоха – иррациональной диетологии, основанной на случайных наблюдениях, неверных предпосылках и умозаключениях. Но и своя польза в этом была – происходило накопление знаний, которые затем стали основой научного подхода.
Первые наблюдения, позволившие сделать осмысленные выводы о связи питания и здоровья, были сделаны в эпоху Великих Географических Открытий.