Этот завет был впервые произнесён много тысячелетий назад Дханвантари отцом самой древней системы медицины Аюрведы. Именно эти строки легли в основу её философии и практики, стали
её девизом. Именно эти слова в течение сотен веков, подобно молитве, повторяли изо дня в день мастера аюрведической медицины.
Пусть все будут счастливы.
Пусть все избавятся от немощи.
Пусть все заботятся о благе других.
Пусть никто не знает страданий.
Наука о жизни, как переводится санскритское слово аюрведа, будучи неотъемлемой частью ведической философии и культуры, конечную причину всяких страданий, в том числе и телесных, видит в непонимании своей духовной природы. Различные аюрведические средства и методики, в
конечном счете, должны даровать человеку не только здоровье, но и просветление. Телесно и душевно здоровый человек становится способным понять, что он по своей природе, будучи неотъемлемой частицей Бога, обладает бессмертием, божественным знанием и несравнимым с мирским счастьем духовным блаженством.
Согласно Аюрведе, быть здоровым — значит быть счастливым. По-настоящему счастливым может стать только безукоризненно честный и чистый во всех отношениях человек — тот, кто в процессе духовной практики обрел невозмутимость, спокойствие, дружелюбие ко всем существам и свободу от внутренних врагов.
Аюрведа (Аюр — Веда) является частью ведической культуры, связанной с древней арийской цивилизацией Бхарата-Варша, корни которой уходят в V-VI тысячелетие до нашей эры. В своё время эта культура оказывала благотворное влияние на многие народы. По древним манускриптам, дошедшим до нас, можно оценить широту мыслей и величайшую мудрость людей, живших в ту эпоху. Философия, религия, наука, искусство, социология, этика и медицина были систематизированы и адаптированы для многих народов, населявших Землю.
Аюрведа основывается на философской системе Санкхья, где описываются во всех деталях строение материального мира и его законы, на Джьотиша-шастре, включающей в себя астрономию, био-косморитмологию, астрологию, и на ведической натуропатии (естественных методах профилактики и лечения заболеваний).
Ведическая астрология проявляет связь человека (микрокосма) с окружающим миром (макрокосмом). «Как внизу, так и наверху». Современные учёные нередко скептически относятся к этому разделу знания, доказывая, что дальние планеты и звёзды не могут оказывать на человека физическое влияние.
Но астрология рассматривает небесные тела как астрохимические объекты природы, влияющие как на атмосферу Земли, так и на всё, что на ней находится. Это влияние рассматривается в другом разделе Аюрведы — Джьотиша-шастре или биокосморитмологии.
Ведическая натуропатия описывает различные свойства продуктов питания, лекарственных растений и минералов, применительно к возрасту, полу, типу конституции человека, месту проживания, предрасположенностей к тем или иным болезням, суточным и сезонным ритмам. В одном из аюрведических канонов говорится: «Всё что окружает нас, — всё является лекарством, нужно только распознать его и правильно использовать».
Аюрведа является достаточно гибкой системой. Она даёт алгоритмы, которые можно применять в любом местe и во все времена. Об этом гласит ведический принцип передачи знания: деша-кала-патра («место-время-обстоятельство»). Это означает, что знание не следует переносить механически. Его необходимо адаптировать к определённым географическим, климатическим, культурным и социальным условиям Мантры Дханвантари
Аватара Господа Вишну, известный под именем Дханвантари, считается богом и величайшим покровителем медицинских наук, принесшим людям знание Аюрведы.
В покровительстве Дханвантари нуждаются не только врачи и целители, но и все, кто принимает для себя знание Аюрведы как знание естественных законов жизни и стремится к гармонии души и тела. Естественно, что на протяжении тысячелетий сложилась богатейшая традиция обращения к имени и силе Дханвантари через чтение мантр, почитание его образов и совершение определенных ритуалов. Произнесение имени и почитание силы и славы Дханвантари дает человеку постоянную связь с божественной энергией
и помогает поддерживать собственное здоровье и помогать другим людям.
Мантра ОМ НАМО БХАГАВАТЕ ДХАНВАНТАРАЙЕ СВАХА («Ом. Почтение божественному Дханвантари») является одной из основных мантр, повторение которой помогает человеку увидеть тонкие причины болезней и найти эффективные средства для исцеления. Эта мантра рекомендуется тем, кто стремится достичь совершенства в своей врачебной практике.
ДХАНВАНТАРИ ГАЯТРИ МАНТРА увеличивает целительную силу лекарственных растений, ароматических масел, минералов и сборов целебных трав. Некоторые мастера Аюрведы утверждают, что если Дханвантари-гаятри мантру прочитать 21 раз даже над обыкновенной водой, такая вода станет нектаром, способным исцелить самые тяжелые недуги, а если ежедневно повторять эту мантру 108 раз, то можно обрести способность исцелять прикосновением, взглядом и словом.
ДХАНВАНТАРИ МАЛА МАНТРА
В древних канонах говорится, если человек регулярно повторяет ДХАНВАНТАРИ МАЛА МАНТРУ ОМ НАМО ВАСУДЕВАЙА ДХАНАВАТАРАЙЕ АМРИТА
КАЛАША ХАСТАЙА САРВАМАЙА ВИНАШАЙА ТРАЙЛОКИА НАТХАЙА
ШРИ МАХА ВИШНАВЕ НАМАХ
то он получает энергетическую защиту от многих болезней. Современные исследования показали, что эта мантра защищает от разрушающего действия токсинов и преждевременного старения, улучшает обмен веществ, очищает и омолаживает все ткани организма и препятствует образованию опухолей. Мантра способствует повышению стрессоустойчивости, выведению из организма тяжелых металлов, обладает иммуномодулирующим эффектом, нормализует липидный, белковый, углеводный и обменный процессы. Она рекомендуется как высокоэффективное
очищающее, тонизирующее, укрепляющее нервы и омолаживающее средство.
ДХАНВАНТАРИ СТОТРА
Одной из самых известных молитв Дханвантари является ДХАНВАНТАРИ СТОТРА, мантра, которую врачи традиционно повторяют перед началом своей работы, во время сбора лекарственных растений и приготовления препаратов.
АУМ ШАНКХАМ ЧАКРАМ ДЖАЛАУКАМ
ДАДХАД АМРИТА ГХАТАМ ЧАРУ ДОРБИШ ЧАТУРБХИХ
СУКШМА СВАЧЧХАТИХРИДАЯМШУКА ПАРИВИЛАСАН МАУЛИМ АМБХОДЖА НЕТРАМ
КАЛАМ БХОДОДЖДЖВАЛАНГАМ КАТИ ТАТА ВИЛАСАЧ ЧАРУ ПИТАМБАРАДЙАМ
ВАНДЕ ДХАНВАНТАРИМ ТАМ НИКХИЛА ГАДА ВАНА ПРАУДХА ДАВАГНИ ЛИЛAM
«Приветствие Дханвантари, который в своих четырех руках держит раковину, чакру, пиявку и сосуд с амритой