Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Эрудиция - успех и уважение в любой компании!


Информационный Канал Subscribe.Ru

ЭРУДИЦИЯ - УСПЕХ И УВАЖЕНИЕ В ЛЮБОЙ КОМПАНИИ

Выпуск 30

Сегодня в номере:

- Кинематограф и телевидение

- Парашют

- Познай самого себя (...Продолжение)

- Семь ковчегов для зуба мудрости


КИНЕМАТОГРАФ И ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Созданный в конце 19 века, благодаря замечательным открытиям и изобретениям ученых многих стран, кинематограф прочно вошел в нашу повседневную жизнь.

В переводе с греческого кинематограф означает "запись движения". Самый старый сохранившийся фильм (на рулоне светочувствительной бумаги шириной 53,9 мм) снял Луи Эме Огюстен Ле Пренс (1842–1890) камерой, запатентованной в Великобритании 16 ноября 1888 года. Фильм снят в начале октября 1888 года. В нем показан сад тестя изобретателя Джозефа Уитли в Раундэсэе (Великобритания) со скоростью 10–12 кадров в секунду.

Публичный показ первого фильма "Выход рабочих с завода Люмьер" состоялся 28 декабря 1895 года в подвальчике "Гран-кафе" на парижском Бульваре Капуцинов. Зрители смогли увидеть на экране "движущиеся фотографии", спроецированные на полотно с помощью киноаппарата для съемки и проекции, создателями которого явились французский предприниматель и изобретатель Луи Жан Люмьер (1864–1948) и его брат Огюст (1862–1954). Существенную роль в этом изобретении сыграло открытие французскими изобретателями Ж. Ньепсом и Л. Дагером фотографии, а также применение русским фотографом И. В. Болдыревым светочувствительной пленки. Немаловажное влияние на создание съемочных и особенно проекционных киноаппаратов оказало появление в конце XIX века приборов электрического освещения и электрических машин. Видное место в этой области принадлежит нашим соотечественникам – ученым и изобретателям. В 1834 году русский физик и электротехник Борис Семенович Якоби построил электродвигатель постоянного тока, а в 1888–1889 годах другой русский электротехник Михаил Осипович Доливо-Добровольский (1862–1919) изобрел трехфазный асинхронный двигатель и осуществил в 1891 году первую электропередачу трехфазного тока на дальние расстояния. В 1872 году замечательный русский изобретатель Александр Николаевич Лодыгин создал угольную лампу накаливания, получив в 1874 году привилегию (патент) на свое изобретение. Петербургская Академия Наук присудила изобретателю Ломоносовскую премию. Лодыгину принадлежит идея использовать вольфрам для производства нити электрических лампочек – металл, который применяется для этих целей и сегодня. В1875 году русский инженер Павел Николаевич Яблочков (1847–1894) изобрел дуговую лампу переменного тока, положив тем самым начало практическому использованию электрического разряда для целей освещения. 23 марта 1876 года в Париже он получил патент на свое изобретение.

Все эти достижения были тщательно изучены и обобщены братьями Люмьер.

Немалую роль в создании кинематографа и разработке размеров кинопленки сыграл американский предприниматель, автор свыше 1000 изобретений Томас Алва Эдисон (1847-1931).

В России первые кинокартины начали демонстрироваться с весны 1896 года в Петербурге в саду "Аквариум" и в Москве в театре "Эрмитаж", а затем в Новгороде на Всероссийской ярмарке, в Одессе и других городах.

Первый русский игровой фильм "Понизовая вольница" ("Стенька Разин") был снят в 1908 году оператором Н. Ф. Козловским (1887–1937) при участии А. Дранкова. Музыку к фильму написал композитор М. М. Ипполитов-Иванов (1859–1935).

В Политехническом музее в Москве есть экспонат, который рассказывает об истории телевидения в России. В декабре 1899 года инженер-электрик и технолог Александр Аполлонович Полумордвинов разработал светораспределительно-механическую систему развертки изображения с последовательной передачей трех цветов: красного, синего и фиолетового – и позднее на его основе сделал устройство для передачи изображения на расстояние. Полумордвинов впервые в мире применил принцип трехцветности, который сейчас используется в технике телевидения. Описание аппарата, по-видимому, нигде не было опубликовано, и открытие осталось неизвестным. Сотрудники Политехнического музея извлекли его из небытия и по чертежам Полумордвинова изготовили оригинальную конструкцию-узел развертки кадров. С помощью этой установки можно легко объяснить принцип развертки изображения. Идею передачи изображений на расстояние (телевидение) воплотил в жизнь русский ученый Борис Львович Розинг (1869–1933), придя к выводу, что это возможно осуществить только с помощью электронно-лучевой трубки, известной в качестве физического прибора с конца XIX века, а также посредством использования явления внешнего фотоэффекта, открытого Александром Григорьевичем Столетовым. В 1907 году Б. Л. Розинг получил в России привилегию на метод "электрической передачи изображений", закрепившую за ним право первенства. Чтобы на экране было видно такое же изображение, как и в передающем приборе, он построил электромагнитное развертывающее устройство – катушки, отклоняющие электронный луч в трубке Брауна, на которой с помощью особого электрода-модулятора с различной яркостью светился экран. Число строк развертки в его системе было всего 12, тогда как в современных системах телевидения их насчитывается до 800.

В 1911 году Розинг осуществил первую в мире передачу изображения на расстоянии по принципу современных телевизионных систем. Он разработал все основные элементы существующих в настоящее время черно-белых телевизионных трубок. О его работах стало известно во многих странах мира, его патент был признан в Германии, Великобритании и США. Сегодня телевизор (от греческого слова "теле" – далеко и латинского "визо" – гляжу) стал, пожалуй, самым привычным аппаратом в нашем доме.

Период с 1895 по 1928 год называют эпохой немого кино. В 1923 году выходят первые отечественные аппараты для демонстрации немых кинофильмов. В первой кинопередвижке нужно было весь сеанс вращать вручную портативную динамомашину, обеспечивающую электроэнергией проекционную лампу кинопроектора. Затем был сконструирован оригинальный стационарный кинопроектор с дуговой лампой и электродвигателем, рассчитанным для работы от местной электросети переменного или постоянного тока.

Для беспрерывного демонстрирования фильмов в городских кинотеатрах начали устраивать по два киноаппарата, и показ фильмов сопровождался игрой на пианино или на скрипке вблизи экрана.

Было много попыток соединить киноаппарат с граммофоном и фонографом Эдисона, но звуковое сопровождение часто не совпадало с действиями на экране, и звучание было низкого качества.

Появление более чем через тридцать лет после открытия кинематографа звукового кино обязано русскому физику Александру Григорьевичу Столетову (1839–1896), собравшему первый в мире фотоэлемент в 1888 году, и другому гениальному русскому физику и электротехнику Александру Степановичу Попову (1859–1905/06), который 7 мая 1895 года продемонстрировал изобретенный им первый в мире радиоприемник и получил за свое открытие в 1900 году золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Здесь следует также упомянуть А. Виксцемского и И. Полякова, которые в 1889–1890 годах первыми предложили фотографический метод записи звука с помощью фотоэффекта.

Первый звуковой фильм был сделан Юджином Огюстеном Лостом (1857–1935), запатентовавшим свою технологию 11 августа 1906 года. Он создал действующую систему с использованием нитяного гальванометра в 1910 году на улице Бенедикт, Лондон. Первый публичный показ звукового кино состоялся 17 сентября 1922 года в кинотеатре "Алхамбра" в Берлине.

Автором звукового кино в России является изобретатель Александр Федорович Шорин (1890–1941), предложивший в 1928 году систему фотографической звукозаписи для кинематографа. Первый звуковой фильм "Путевка в жизнь" снял в 1931 году Николай Владимирович Экк (настоящая фамилия Ивакин). Он же в 1936 году снял первый цветной фильм "Груня Корнакова" ("Соловей-соловушко"), в котором сыграл одну из главных ролей.

В 1932–1934 годах А. Ф. Шорин создал способ механической записи и воспроизведения звука. В1941 году изобретатель был удостоен Государственной премии СССР.

Развитие звукового кино потребовало коренного перевооружения всей техники кинематографии. Создаются специальные звуковые приставки, разрабатываются различные звуковоспроизводящие устройства.

В 1935 году была создана первая отечественная широкопленочная звуковая кинопередвижка "Рекорд" (названная так в честь Георгия Константиновича Орджоникидзе – Наркома тяжелой промышленности СССР) с кинопроектором К-25.

С 1936 года начал выпускаться первый узкопленочный звуковой кинопроектор 163 П-I.

Благодаря достижениям физики и химии через некоторое время цвет, как ранее звук, обогатил кинематограф. Появился также ряд различных видов кинематографа – широкоэкранный, панорамный, широкоформатный со стереофоническим звуковоспроизведением, стереоскопический и другие.

Французская фирма "Сигмаком" создает "душистые" фильмы. Так, например, при просмотре фильма "Великая синева" зрители чувствуют запах моря: перед началом сеанса в зале распыляется соответствующий аэрозоль. Фирма обладает 2000 видами различных запахов: от аромата цветов до запаха... подгоревшей пищи.

"О самых первых и самых-самых", Мн.: "Полымя", 1993

К содержанию



ПАРАШЮТ

Первым воздухоплавателем, совершившим прыжок с парашютом, был Андре-Жак Гарнерин. Это произошло 22 октября 1797 года над парком Монсо в Париже. Гарнерин выпрыгнул из воздушного шара, находящегося на высоте 2230 футов. Его парашют представлял собой корзину, соединенную мачтой с чем-то наподобие большого зонта из крепкого белого материала диаметром 23 фута. Парашют был прикреплен под гондолой воздушного шара, в которой находился брат парашютиста: ему нужно было в нужный момент обрезать веревку, соединявшую парашют с воздушным шаром.

Поскольку в первом парашюте не было отверстия в куполе, Гарнерина во время спуска качало, словно маятник, из стороны в сторону, в результате чего он стал первой жертвой "воздушной болезни". Парашют, на котором он сделал второй прыжок, уже имел такое отверстие, избавляющее от этой неприятности.

Первый аварийный прыжок с парашютом совершил Джордак Курапенто, когда в 1808 году над Варшавой загорелся его воздушный шар. Это – первый известный случай применения парашюта в спасательных целях до появления самолетов.

Первый авиационный ранцевый парашют практически современного типа создал русский изобретатель актер драматического театра Глеб Евгеньевич Котельников (1872-1944). Толчком к этому изобретению послужил несчастный случай, свидетелем которого он стал. 6 октября 1910 года во время выполнения фигуры высшего пилотажа летчик Мациевич на глазах у изумленной публики выпал из кабины самолета и разбился насмерть.

После этого Котельников посвятил свою жизнь одной цели – изобретению безопасного парашюта. Актер испытывал для этого различные материалы, остановившись, в конце концов, на чистом шелке. Опытным путем он нашел наилучшую форму клиньев парашюта, а также разделелил стропы на две части, что не дает парашюту вращаться и позволяет управлять полетом.

Первый прыжок с парашютом из самолета совершил капитан Альберт Берри в штате Монтана. Первого марта 1912 года он выпрыгнул из самолета, пилотируемого Энтони Дженусом на высоте 1500 футов. Пролетев около 400 футов в свободном падении, Берри раскрыл парашют и благополучно приземлился на парадном плацу своей воинской части.

Первой женщиной, совершившей прыжок с парашютом, была миссис Джорджия Томпсон из Хендерсона в Северной Каролине. В возрасте 15 лет, будучи уже женой и матерью, она в 1908 году вошла в состав группы парашютистов Чарльза Бродвика и через пять лет, 21 июня 1913 года, совершила свой первый прыжок над Лос-Анджелесом.

"О самых первых и самых-самых", Мн.: "Полымя", 1993

К содержанию



ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ

С долгожителями, удивляющими нас своим феноменальным возрастом, связано зачастую много курьезов.

Так, тщеславие и преданность искусству древнеримской актрисы Люции оказались сильнее возраста: служительница муз не хотела покидать сцену до 112 лет.

Ирландская графиня Демонд отодвинула еще дальше этот рекорд, дожив до 145 лет. Жизненные силы и пристрастие к танцам не покидали графиню до конца ее дней. Она танцевала на балах до 100 лет, а в 140 лет совершила путешествие из Бристоля в Лондон.

Необычной была свадьба, состоявшаяся в столице Доминиканской Республики в Санто-Доминго. По убеждению счастливого новобрачного Рамона Гарсиа Диаса, 115 лет (а именно столько он прожил на свете) – возраст вполне зрелый, чтобы решиться на столь ответственный шаг, как женитьба. Подтверждением его своеобразной точки зрения стало то, что, несмотря на 99-летнюю разницу – его невесте Майре Томас Перес было 16 лет, – паре удалось найти общий язык. И что примечательно: и для Гарсиа Диаса, и для юной Майры Перес это первый брак.

Английский писатель Самуил Смайлс в своей книге "Жизнь и труд или характеристики великих людей", приводит немало примеров сравнительно долгой творческой жизни.

Известный русский писатель, баснописец Иван Андреевич Крылов (1769-1844) в шестьдесят восемь лет начал изучать греческий язык и овладел им за два года. До конца своей жизни он с наслаждением читал поэтов в подлиннике.

Древнегреческий философ Платон (428 или 427 гг. до н. э. – 348 или 347) скончался с тростью для письма в руке в возрасте восьмидесяти одного года.

Немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте (1749–1832) в шестьдесят четыре года начал заниматься восточной литературой, а в восемьдесят два года написал последнюю часть "Фауста".

Английский математик, механик, астроном и физик Исаак Ньютон (1643–1727) написал предисловие к своим "Principia" в восемьдесят три года.

Итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт Микеланджело Буонарроти (1475–1564) начал свой "Страшный суд" в шестьдесят один год, а закончил в шестьдесят шесть лет. Великому старцу было восемьдесят семь лет, когда по его проекту был воздвигнут купол на соборе "Святого Петра".

Итальянский живописец Тициан (около 1476/77–1576) продолжал работать над своими картинами до девяноста девяти лет ("Оплакивание Христа", 1573-1576).

Прославленный итальянский дирижер Артуро Тосканини (1867–1957) не покидал своего пульта до 90 лет, а не менее выдающийся американский музыкант Леопольд Стоковский (1882–1977) дирижировал оркестром в 95 лет.

В анналах медицинской науки имеется немало психологических феноменов, происхождение которых до сих пор остается загадкой.

Житель Гаваны Томас Искиердо Нуньес (1934 года рождения) не производит впечатления человека, который часто обращается к врачам. По своему внешнему виду это бодрый, подвижный мужчина, обладающий к тому же завидной для его возраста работоспособностью. Однако именно этот человек задал медикам труднейшую задачу: как объяснить, что вот уже в течение более 40 лет он совершенно не знает, что такое сон?

– В связи с тем, что я в детстве часто болел простудными заболеваниями, мне удалили миндалины, – говорит Т. Нуньес. С тех пор все и началось. Родители были очень удивлены, когда обнаружили, что их сын потерял способность спать. Десятки раз его подвергали медицинским обследованиям в различных клиниках и госпиталях; находился под постоянным наблюдением всевозможных специалистов и экспертов. Собирались даже консилиумы. Однако все их заключения сводились к одному – редчайший, невероятный случай. Все лекарства, даже снотворные средства, оказались неэффективными.

Профессор Педро Гарсиа Флейтес – ведущий психиатр столичного госпиталя имени братьев Амейхейрас, который почти 15 лет консультирует этого удивительного человека, утверждает, что данные многочисленных исследований не оставляют сомнений в том, что пациент все время находится в состоянии бодрствования. Приспособившись к необычному образу жизни, Томас серьезно увлекся музыкой, живописью, поэзией и, нужно отметить, добился успехов. Интересно, что он отлично водит автомобиль и ни разу не попадал в аварии. Много времени Томас уделяет своей семье – у него уже взрослые дочь и сын, оба – студенты.

Когда 32-летний электрик из Бостона Пол Берк прокладывал кабель под улицей, то случайно коснулся грудью куска кабеля, который считался обесточенным. Миг – и удар тока напряжением 55 тысяч вольт! Берк потерял сознание. Пульс не прощупывался. Пострадавшего быстро доставили в клинику. К удивлению врачей, не слышавших о подобных случаях, после принятых ими в такой безнадежной ситуации мер Пол пришел в себя. Состояние его оказалось настолько хорошим, что уже через два дня его выписали из больницы.

Иранский крестьянин Вали Ассад (1927 года рождения) практически не пьет воду. Естественно, не употребляет он и алкогольные напитки, запрещенные исламом. Живет он в деревне Мир-Ахмад в Южном Иране. Вали Ассад почти никогда не испытывает жажды. Даже в зной он может обойтись лишь чашечкой горячего чая. После обследования медиков оказалось, что железы внутренней секреции у него несколько иные, чем у других людей.

Югославский математик Владимир Зубич в уме извлекает корень 37-й степени из стозначного числа. На эту операцию ему требуется всего 2 мин 37 с!

37-летняя Кристина Вайс попала в железнодорожную катастрофу вблизи Мюнхена. У нее оказался поврежденным орган слуха. Но это была отнюдь не глухота. Наоборот, мюнхенский врач Ганс Шпитцер установил, что травма "наградила" женщину чрезвычайно острым слухом. Она может слышать, о чем негромко разговаривают коллеги по работе в соседней комнате. Она улавливает ход электронных часов на расстоянии 15–20 м и, в буквальном смысле слова, слышит, как растет трава.

Во все времена не перестают удивлять своими поразительными способностями дети.

Хе Няня в два с половиной года с помощью мамы и папы выучил более тысячи китайских иероглифов и более 50 английских слов. Он неплохо печатает на машинке. Еще в возрасте 11 месяцев он мог показать на карте 37 стран, а вскоре рассказывал наизусть весьма сложные стихотворения и сказки. Когда родители решили отправить Хе Няня в детский сад, тот наотрез отказался под тем предлогом, что дома будет больше времени для чтения книг.

Окончание следует...
"О самых первых и самых-самых", Мн.: "Полымя", 1993

К содержанию



СЕМЬ КОВЧЕГОВ ДЛЯ ЗУБА МУДРОСТИ

Как провести Перахеру вокруг карандувы, не имея божественной мудрости Будды, или
Привет от святыни, спасенной из огня.

Раз в год, в конце ланкийского месяца эсала, в ночь полнолуния Божественный Зуб, не вынимая из карандувы, выносят из храма, сопровождая шествие торжественной процессией с участием представителей государственной власти, танцоров, музыкантов и... слонов. Это связано с тем, что когда-то давно, в такую же полнолунную ночь, в жестокой и яростной битве грозный Бог Вишну победил крылатых демонов-асуров

Будда старше Христа на 623 года. Он родился в Непале, в местечке Лумпини. В процессе медитации достиг просветления, стал проповедовать свое учение и умер в возрасте 80 лет. Как гласит легенда, в момент кремации земного тела Учителя один из его учеников выхватил из погребального костра божественный Зуб. В течение 8 веков сокровище хранилось в Индии, но в 361 году принцесса Хемалатхи, спрятав Зуб в своей пышной прическе, перевезла его на Цейлон, дабы спасти от воинственных индуистов-брахманов. С тех пор находилось множество охотников похитить, уничтожить или подменить чудесный предмет, но все попытки оказывались тщетными, и святое достояние каждый раз снова и снова чудесным образом возникало на Цейлоне.

В XVI веке в высокогорном городе Канди специально для Зуба был выстроен храм Далата Малигава. С тех самых пор каждый день сюда приходят верующие и кладут на алтарь свои подношения: с утра – сок и цветы лотоса, в обед – рис с карри, к вечеру – сладости. Говорят, что всю эту пищу затем съедают жрецы и служители храма, в обязанности которых входит ритуальное воскурение ароматических веществ и возжигание ритуальных светильников.

Стены храма оформлены эпизодами из жизни Просветленного, потолки украшены резьбой, а двери облицованы серебром и слоновой костью. В нижнем ярусе восседает Будда, высеченный из глыбы горного хрусталя, а в одном из ларцов хранится фигура, вырезанная из цельного изумруда. Отдельное помещение отведено под выставку подарков из других стран (Индии, Таиланда, Китая, Японии) – это золотые, белые, желтые, зеленые Будды.

Сам же Зуб хранится в "Зале прекрасного вида", вход туда разрешен лишь особым служителям культа. Исключения же делаются только для особо важных персон, коими в наше, например, время были английская королева Елизавета и легендарная Валентина Терешкова. Но ни та, ни другая так и не поделились своими впечатлениями от увиденного. Поэтому для иллюстрации приведем воспоминания русской путешественницы княгини Щербатовой, посетившей храм в 1890 году. "Войдя в алтарь, мы увидели большой стол, ярко освещенный множеством свечей, посреди которого под стеклянным колпаком возвышался ковчег – карандува. Внутри него помещаются один в другом шесть таких же ковчегов, все из чистого золота, а последний из них весь украшен драгоценными камнями и содержит знаменитый Зуб".

Один раз в году в городе Канди, расположенном в самом центре Шри-Ланки, проводится фестиваль Перахера (в переводе с ланкийского – "шествие") – одно из важнейших событий в жизни буддийского мира. В этот день, вернее будет сказать, в эту ночь, на улицу выносят Зуб Будды – божественный раритет, созерцание которого дарует человеку возможность видеть низкое и благородное, проникать в грубые и нежные уровни существования, предвидеть последствия мыслей и действий не только своих собственных, но и других существ Вселенной...

Начинается Перахера наутро после новолуния церемонией "кап" – выбором важнейшего лица процессии. Этот "капурала" находит дерево эсала, окуривает его благовониями и опрыскивает душистой водой. Затем возжигает девятисвечник и раскладывает вокруг девять разных цветов в честь девяти небесных тел. Потом наряжается в белые одежды, срубает дерево и распиливает ствол на четыре части. Из них вытесывает столбы, которые устанавливаются в каждом из храмов, посвященных богам-покровителям, принимающим участие в Перахере: Натхе (Будде в предстоящем новом рождении), Вишну, Сканде и богине непорочности Паттини.

С раннего утра десятки тысяч паломников из самых отдаленных мест стекаются в Канди, чтобы заранее занять место на тротуарах тех улиц, где ночью пойдет процессия. На жаре им приходится находиться весь день – иначе можно оказаться в последних рядах и ничего не увидеть. Что же касается нормальных мест, а ими являются сколоченные из досок трибуны, то билет туда стоит совершенно недоступных для большинства местных жителей денег – 20-30 долларов. Там, как правило, сидят лишь иностранные туристы да представители ланкийской власти. Но самая удобная точка для обзора – украшенный гирляндами живых цветов балкон отеля "Квинс". Построили его англичане в начале прошлого века. В его номерах еще сохранилась мебель колониальных времен, а над кроватями и сейчас натянуты антимоскитные сетки. Правда, чтобы попасть в эту гостиницу во время Перахеры, необходимо заказывать номер, по меньшей мере, за месяц. Зато, если повезет, можно оказаться на балконе рядом с президентом Шри-Ланки Чандрикой Кумаратунге.

За два часа до начала церемонии все платные места обычно бывают заняты. На деревьях, украшенных горящими разноцветными лампочками, висят любопытные мальчишки. Из громкоговорителей транслируются мантры – их где-то внутри храма монотонно читают монахи. По улицам едут поливальные машины, а за ними бегут добровольцы со щетками и драят и так уже почти стерильный асфальт. В воздухе повисает аромат ожидания предстоящего события.

В девять вечера, когда на небе появляется луна, со стороны храма доносится пушечный выстрел. Из темноты возникает шеренга мужчин в белых одеяниях, которые одновременно щелкают бычьими хлыстами, отгоняя злых духов. Впереди с факелом в руке идет карлик.

Затем на высоких ходулях проходят жонглеры, подбрасывая вверх горящие кокосовые орехи. Вслед за ними движутся знаменосцы со штандартами, на которых изображены благоприятные для верующих животные: львы, слоны, павлины. Начинают греметь барабаны, слышен пронзительный звук флейт. Затем появляются представители касты "оли", не имеющие права носить верхнюю одежду. На их головах колышутся уборы из перьев, голые тела пестрят украшениями, а к ступням привязаны бубенцы. Наконец выступают слоны – увешанные горящими разноцветными лампочками, в расшитых золотыми нитками попонах, с серебряными наконечниками на клыках. На спине первого лежит свиток из листьев талипотовой пальмы, где перечислены все победы и подвиги кандийских правителей. На втором восседает главный махаут (начальник царских сановников), держа в руках символ власти – серебряный багор. И только на третьем, самом крупном, слоне под шелковым балдахином, в блестящем позолоченном ларце покоится сам Зуб. Следом идут музыканты, играют "гаман хевеси" – боевой марш сингалов. Они звенят тамбуринами, колотят в барабаны и извлекают различные звуки из морских раковин. За ними в бархатной куртке, расшитой камнями, в окружении охраны, под огромным зонтом величественно движется главный староста (ниламе) храма Далата Малигава.

Это внушительное шествие продолжается четыре часа. По окончании же его народ начинает плясать и запускает в небо фейерверки. Кстати, ни одного пьяного во время Перахеры встретить невозможно. Буддисты вообще пьют мало, а в эти дни продажа спиртного строжайше запрещена буквально по всей стране. Даже в отеле, где проживают исключительно европейцы, бывает крайне затруднительно достать даже бутылочку пива. Да и правильно. Скопление множества людей в кромешной темноте, обязательное применение различных пиротехнических приспособлений и участие в процессии нескольких десятков слонов таят в себе большую опасность. Однажды случилась настоящая трагедия. Один слон, наступив на горящий фитиль, стал метаться, обезумев от боли. Люди бросились врассыпную. Солдаты открыли огонь на поражение, но попали в животное не сразу. Было много жертв. Причем слон сбил только двух человек, остальные пострадали в давке, утонули в озере или попали под шальные пули. Впрочем, с тех пор во время проведения Перахеры на каждом шагу дежурят полицейские, готовые в любой момент организовать эвакуацию.

...И вот наступает следующий день Перахеры – день, когда проводится обряд "разрезания воды". На середину кандийского озера выплывают расписные челны, в которых сидят капуралы и жрецы – представители всех храмов. На поверхности воды очерчивается магический круг, глава храма Катарагамы священным мечом своего воинственного бога рассекает озеро и погружает в него кувшин, черпая свежую воду. Считается, что она обладает магической силой. До следующей Перахеры кувшин будет храниться в храме, а через год воду выльют обратно и снова наполнят емкость священной влагой.

После окончания торжественной церемонии площадь перед храмом обычно бывает усеяна спящими людьми и слонами. Монахи продолжают тянуть свои бесконечные мантры. Распустив волосы, у фонтана умываются девушки. Цветочник раскладывает головки лотосов и жасминов – подношение к алтарю. И так будет всегда...

Журнал "Вокруг света"

К содержанию



Все, что хотите прислать по поводу рассылок, делайте это по адресу:

Halyukova2003@yandex.ru

С уважением, Маша.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное