Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Эрудиция - успех и уважение в любой компании!


Информационный Канал Subscribe.Ru

ЭРУДИЦИЯ - УСПЕХ И УВАЖЕНИЕ В ЛЮБОЙ КОМПАНИИ.

Выпуск  23

 

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Благодаря некоторым читателям рассылки я обнаружила в прошлом выпуске маленькое упущение. Вношу поправку:

самое длинное существо – ленточный червь – было найдено в прибрежных водах Северного моря. Находку измерили: ее длина составила 54,9 м.

 

 

Сегодня в номере:

 

- Боги древней Греции. (...Окончание).

 

- О некоторых видах флоры и фауны (...Продолжение).

 

- Воздухоплаватели (...Начало).

 

- Что, где, когда произошло впервые

 

- Это интересно...

 

 

    БОГИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 

    ПАН[1]

 

    Среди свиты Диониса часто можно видеть бога Пана. Когда родился Пан, мать его нимфа Дриопа, взглянув на сына, в ужасе обратилась в бегство. Он родился с козлиными ногами и рогами и с длинной бородой. Но отец его, Гермес, обрадовался рождению сына, он взял его на руки и отнес на Олимп. Все боги радовались рождению Пана и смеялись, глядя на него.

    Пан не остался жить на Олимпе и ушел в тенистые леса, в горы. Там пасет он стада, играя на звучной свирели. Лишь только услышат нимфы чудные звуки свирели Пана, как толпами спешат к нему, окружают его, и вскоре веселый хоровод движется по зеленой уединенной долине. Пан и сам любит принимать участие в танцах нимф. Когда Пан развеселится, веселый шум поднимается в лесах по склонам гор. Весело резвятся нимфы и сатиры вместе с шумливым козлоногим Паном. Когда же наступает жаркий полдень, Пан удаляется в густую чащу леса или в прохладный грот и там отдыхает. Опасно беспокоить тогда Пана, он вспыльчив и может в гневе послать тяжелый давящий сон или, неожиданно появившись, испугать потревожившего его путника. Наконец, может он наслать и панический страх, когда человек опрометью бросается бежать, не разбирая дороги, через леса, через горы, по краю пропастей, не замечая, что бегство ежеминутно грозит ему гибелью. Случалось, что Пан целым войскам внушал подобный страх, и они обращались в бегство. Но если Пан не гневается, милостив он и добродушен. Бережет стада греков Пан, участник плясок неистовых менад, спутник бога вина Диониса.

 

    Пан и Сиринга

 

    И Пана не миновали стрелы златокрылого Эрота. Полюбил он прекрасную нимфу Сирингу. Горда была нимфа и отвергала любовь всех. Как и для дочери Латоны, великой Артемиды, так и для Сиринги охота была любимым занятием. Часто даже принимали Сирингу за Артемиду – так прекрасна была юная нимфа в своей короткой одежде, с колчаном за плечами и с луком в руках. Как две капли воды походила она тогда на Артемиду, лишь лук ее был из рога, а не золотой, как у богини.

    Пан увидел однажды Сирингу и хотел подойти к ней. Взглянула на Пана нимфа и в страхе обратилась в бегство. Едва поспевал за ней Пан, стремясь догнать ее. Но вот путь преградила река. Куда бежать нимфе? Простерла к реке Сиринга руки и стала молить бога реки спасти ее. Бог реки внял мольбам нимфы и превратил ее в тростник. Подбежавший Пан хотел уже обнять Сирингу, но обнял лишь гибкий, тихо шелестевший тростник. Стоит Пан, печально вздыхая, и слышится ему в нежном шелесте тростника прощальный привет прекрасной Сиринги. Срезал несколько тростинок Пан и сделал из них сладкозвучную свирель, скрепив неравные коленца тростника воском. Назвал Пан в память нимфы свирель сирингой. С тех пор Пан любит играть в уединении лесов на свирели-сиринге, оглашая ее нежными звуками окрестные горы.

 

    Состязание Пана с Аполлоном

 

    Пан гордился своей игрой на свирели. Однажды вызвал он самого Аполлона на состязание. Это было на склонах горы Тмол. Судьей был бог этой горы. В пурпурном плаще, с золотой кифарой в руках и в лавровом венке явился Аполлон на состязание. Пан первый начал состязание, Раздались простые звуки его пастушеской свирели, нежно неслись они по склонам Тмола. Кончил Пан, Когда замолкли отзвуки его свирели, Аполлон ударил по золотым струнам своей кифары. Полились величественные звуки. Все стоявшие кругом как зачарованные слушали музыку Аполлона. Вся природа погрузилась в глубокое молчание, и среди тишины широкой волной лилась мелодия, полная дивной красоты. Кончил Аполлон, замерли последние звуки его кифары. Бог горы Тмол присудил Аполлону победу. Все славили бога-кифареда. Только один Мидас не восторгался игрой Аполлона, а хвалил простую игру Пана. Разгневался Аполлон, схватил Мидаса за уши и вытянул их. С тех пор у Мидаса ослиные уши, которые он старательно прячет под большим тюрбаном. А опечаленный Пан, побежденный Аполлоном, удалился в чащу лесов, часто раздаются там полные грусти, нежные звуки его свирели, и о любовью внимают им юные нимфы.

 


[1] Бог Пан, хотя и являлся одним из древнейших богов Греции, имел в гомеровскую эпоху и позже, вплоть до II в. до н. э., небольшое значение. Уже то, что бог изображался как получеловек-полукозел (пережиток тотемизма), указывает на древность этого бога. Первоначально Пан – бог леса, бог пастухов, охранитель стад. Даже в Аркадии и в Аргосе, где Пана чтили больше, его не включали в число богов-олимпийцев. Но постепенно Пан становится богом – покровителем всей природы.

 

Н.А. Кун "Боги Древней Греции" - М., "Панорама", 1992 г.

К содержанию

 

 

    О НЕКОТОРЫХ ВИДАХ ФЛОРЫ И ФАУНЫ

 

    Самое маленькое из жвачных животных – королевская антилопа, обитающая на Западе Африки. Она весит менее 3 кг, а ее рост около 27 см.

 

    Самая маленькая лошадь обитает в Аргентине – минипони. Ростом она чуть больше курицы (в холке – до 40 см), а весит около 30 кг.

 

    Самой крупной лошадью мира считается тяжеловоз бельгийской породы брабансон по кличке Бруклин Сьюприм (1928-1948), принадлежавший С.Г. Гуду из Огдена, штат Айова, США. Рост в холке – 198 см, максимальный вес в 1938 году составлял 1451 кг.

Есть среди лошадей и свои долгожители. "Рекордсмена" среди них звали Старый Билли. Появившись на свет в 1760 году полукровкой (в жилах коня текла как "холодная" кливлендская кровь, так и "жаркая" восточная), Билли дожил до почтенного возраста – 62 года. Всю свою жизнь конь проработал на ферме. Череп лошадиного патриарха выставлен в Манчестерском музее, а макет головы со вставленными челюстями "старика" – в Бэдфордском музее.

    Известен и пони-долгожитель, "дотянувший" до 54 лет. Он принадлежал одному французскому фермеру. Среди беговых лошадей "старейшиной" был Герцог Танго (р. 1935 г., проживший 42 года). Его хозяйкой была австралийка Кармен Копер.

 

    Самая крупная порода собак – сенбернары. Наиболее тяжелый их представитель, собака по кличке Бенедиктин, весил 138 кг. А самой маленькой собачкой считается мексиканский терьер – чихуахуа. Ее рост всего 15-23 см, а вес 0,5-2,5 кг.

 

    Волк – это сильный, умный и неутомимый хищник. Длина его тела 1-1,6 м, средний вес 30-50 кг. Самый крупный волк весил около 79 кг. В случае нужды эти животные способны развивать скорость до 55-60 км/ч.

 

    Фермер Натанаэль Друммонд из американского штата Алабама считает, что вырастил свинью, являющуюся рекордсменом веса, если не в мире, то в США наверняка. При последнем взвешивании в ней было более 1200 кг.

 

    Кости самого крупного, как полагают, динозавра были обнаружены при раскопках в 60 км к северо-западу от американского города Альбукерке в штате Нью-Мексико.

    Палеонтологам музея естественной истории штата Нью-Мексико удалось выкопать восемь костей хвоста и одну бедренную. Исходя из их размеров, палеонтологи полагают, что динозавр был длиной от 30 до 36 м и весил, по меньшей мере, 80 т.

    Находка была сделана в формации Моррисона, которая простирается через штаты Нью-Мексико, Колорадо и Юта. Она сформировалась около 150 млн. лет назад. В отложениях этой формации уже были найдены останки нескольких крупных динозавров.

 

    Одними из самых древних и самых крупных рыб на Земле считаются акулы. Они появились около 400 млн. лет назад и населяли все моря и океаны. Сейчас на планете обитает более 350 видов акул. Длина тела черной акулы 0,5 м, а китовая, гигантская акула достигает до 20 м и весит 20 т.

    Жители побережий трех океанов – Атлантического, Индийского и Тихого считают самой опасной и свирепой из всех акул – белую. Они называют ее "белая смерть". По размерам она занимает третье место в акульем племени и достигает в длину 7-8 м, а иногда 12 и весит несколько тонн. За секунду она проплывает 15 м. В пасти у акулы до 15 тыс. острых, как бритва, зубов, расположенных в 5, а у некоторых видов – и в 7 рядов.

    Мясо почти всех акул съедобно и питательно, поскольку богато белками. В ряде стран оно ценится выше мяса многих промысловых рыб.

    Когда акула голодна, она хватает все, что ей попадается, не разбираясь, даже несъедобные вещи: почтовые посылки, банки с кофе, консервы, монеты, драгоценные камни, очки, кастрюли, конские подковы, плотницкий инструмент, ручные гранаты. Однажды акула проглотила даже бомбу.

    Ученые США установили, что некоторых акул привлекают звуки определенной тональности. Впрочем, это уже давно было известно рыбакам Сенегала и Индонезии. Они умеют изготавливать из скорлупы кокосовых орехов специальные свистки, которыми приманивают морских разбойниц.

 

    В зоопарке Гонконга находится самый крупный крокодил в мире. Он был доставлен одной таиландской фирмой. Чао-Яй (так зовут гиганта) имеет длину 6 м и весит 1114 кг. Ему 25 лет, а как известно, крокодилы растут до 35-40 лет. Так что Чао-Яй может еще побить свой рекорд.

 

Продолжение следует...

"О самых первых и самых-самых", Мн.: "Полымя", 1993 г.

К содержанию

 

 

    ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛИ

 

    С древних времен человек стремился, подобно птице, оторваться от земли и свободно парить в воздухе. Эти мечты нашли свое отражение в народном эпосе самых различных стран и народов, в частности в греческом мифе об Икаре.

    В бумагах Леонардо да Винчи нашли рисунок, датированный январем 1495 года, с фигуркой человека под раскинувшимся над его головой своеобразным куполом. Сохранились также его чертежи "птицелетов" – первых летательных аппаратов тяжелее воздуха. Однако уровень техники того времени не позволил великому итальянцу осуществить свои замыслы.

    Первый в мире прыжок с парашютом-рамкой совершил в 1617 году венецианский инженер и философ Ф. Веранцио. Само же слово "парашют", что в переводе с французского означает "предотвращающий падение", придумал физик С. Ленорман.

    Теоретические основы воздухоплавания были заложены английскими химиками: в 1766 году Генри Кавендили (1731-1810) получил водород, Джозеф Пристли (1733-1804) в 1774 году открыл кислород, и тогда же ученые стали наполнять водородом легкие оболочки.

    В 1782 году сыну бумажного фабриканта из Аннонэ, небольшого городка на юге Франции, Этьену Монгольфье (1745-1799) попался на глаза труд Пристли "О различных видах воздуха". Он познакомил с ним своего старшего брата Жозефа (1740-1810), вместе с которым занимался изобретательством на фабрике отца.

    Этьен блестяще окончил в Париже строительную школу и успел зарекомендовать себя талантливым архитектором, а Жозеф имел за плечами колледж в родном Аннонэ и самостоятельные занятия химией, позволившие ему научиться делать краски.

    Главным увлечением братьев стало создание воздушного шара.

    Весной 1783 года на фабрике был изготовлен большой бумажный шар. Запалив солому и шерсть, братья заполнили шар дымом. Круглый бумажный мешок диаметром около 3,5 м поднялся в небо на 300 м и минут десять медленно плыл над окрестными холмами.

    5 июня 1783 года в Аннонэ братья Монгольфье готовили публичную демонстрацию своего шара. Оболочка из холста, обшитого веревочной сеткой и обклеенного поверх бумагой, весила 227 кг. Этот второй шар поднялся вверх уже на 2 км. Вопль восторга повис над городом. Вскоре известие об этом событии попало в газету, и фамилия Монгольфье стала известна всей Франции, а летающий шар, наполненный горячим воздухом и дымом, получил название монгольфьера.

    Через несколько дней по поручению Парижской академии наук братья начали работу над новым шаром. Зная вкусы Людовика, они не столько совершенствовали конструкцию, сколько заботились об украшении небесно-голубой оболочки золочеными вензелями и орнаментами. Однако из-за начавшегося дождя запуск не состоялся: бумага быстро намокла, и монгольфьер развалился. Четыре дня ушло на изготовление нового. 21 ноября 1783 года ими был создан шар, способный поднять в воздух людей. Французский король Людовик XVI предложил посадить в него уголовников, осужденных на вечную каторгу, обещая им за участие в столь рискованном мероприятии амнистию. Братьям с трудом удалось доказать королю, что ни в коем случае нельзя отдавать пальму первенства и звания первооткрывателей преступникам. На воздушном шаре, наполненном горячим дымом, в небо поднялись вполне добропорядочные люди – ученый Пилар де Розье и маркиз д’Арланд.

    Повторить этот опыт взялся известный всему Парижу 37-летний профессор физики Жак-Александр Шарль.

    Подготовка заняла два с половиной месяца. Материалом для оболочки на этот раз служила легкая шелковая ткань, пропитанная раствором каучука в скипидаре. Диаметр шара был в три раза меньше, чем у Монгольфье, объем всего 25 м, но чтобы наполнить его водородом, Шарлю потребовалось три дня.

    С большим трудом шар доставили на Марсово поле, и в три часа дня он взлетел и скрылся из виду. Через некоторое время его обнаружили в нескольких километрах от Парижа в одной деревушке. Насмерть перепуганные крестьяне истерзали его вилами и лопатами. Так вслед за монгольфьерами появился шарльер.

    Шарль разработал техническую конструкцию и способы управления воздушным шаром. Ему принадлежит идея брать с собой в полет балласт и избавляться от него по мере необходимости. Он же придумал и якорь для посадки. 1 декабря 1783 года Шарль отправился в свободный полет сам. Облик, который приобрел аэростат в 1783 году, так никто и не смог изменить за последующие двести лет.

    А первой жертвой воздухоплавания стал уже знакомый нам Пилар де Розье – он погиб, пытаясь пересечь Ла-Манш спустя полтора года со дня своего первого полета.

    Уже тогда, с первых дней существования аэростатов, стали предприниматься попытки придать монгольфьерам и шарльерам собственное движение.

    В 1869 году русский инженер-электротехник Александр Николаевич Лодыгин (1847-1923) разработал и предложил военному Министерству проект оригинального вертикально взлетающего аппарата "для перевозки груза и людей", а также для ведения воздушной разведки и бомбардировки.

    По проекту его аппарат представлял собой длинный цилиндр с конусом впереди, полусферой сзади и двумя винтами. В качестве силовой установки автор предполагал использовать электрический двигатель мощностью в 300 л. с.

    В России проект не был принят, так как специалисты Главного инженерного управления военного Министерства сочли мощность двигателя недостаточной для полета аппарата весом более 8 т.

    Изобретатель пытался реализовать проект во Франции. Там нашлись средства, и А. Н. Лодыгин приступил к постройке своего "электролета". Но поражение Франции в войне с Пруссией вынудило прекратить работу. Возвратившись в Россию, Лодыгин продолжил работы в области электротехники.

    Другой русский ученый, академик Михаил Александрович Рыкачев (1840/41-1919), в 1871 году в трактате по воздухоплаванию выдвигал идею о возможности создания вертолета. Позднее, в 1904 году, он был избран председателем первого Международного воздухоплавательного съезда.

    Лишь одна разновидность летательных аппаратов тяжелее воздуха исправно поднималась в воздух – воздушные змеи. Они-то и помогали в многочисленных опытах русскому морскому офицеру Александру Федоровичу Можайскому (1825-1890). Его летательный аппарат имел все основные узлы современного самолета: фюзеляж, крылья, хвостовое оперение. Построенный в 1882 году в натуральную величину самолет Можайского во время одного из испытаний отделился от земли, но упал на бок и был сломан. А на дальнейшие опыты у Можайского не было денег. Два паровых двигателя для самолета были построены по заданным параметрам и указаниям Можайского одной английской фирмой и описаны в журнале "Энджиниринг" за 1881 год. Большой двигатель при 300 об/мин имел мощность 20 л. с. при весе 47,6 кг, меньший двигатель при 450 об/мин развивал мощность 10 л. с. и весил 28,6 кг. Нельзя не отметить, что двигатели отличались исключительной легкостью, что было большим техническим достижением.

    Моноплан представлял собой лодку с прямоугольными слегка вогнутыми крыльями, обтянутыми шелковой желтой материей, пропитанной лаком. Имел три четырехлопастных винта (два в прорезях крыльев и один на носу лодки), два руля (вертикальный и горизонтальный), которые приводились в движение проволочными канатами и лебедками, помещенными около кормы.

    На постройку самолета потребовалось примерно три года. Окончательная сборка проходила летом 1882 года на военном поле в Красном Селе.

    Воздушный змей послужил прототипом первых планеров для немецкого изобретателя Отто Лилиенталя (1848-1896). Планерами его аппараты назовут позднее, а пока это были изогнутые плоскости площадью 18 м (около 7 м в длину и 2,5 м в ширину) и массой около 20 кг. Каркас крыльев был сделан из ивовых прутьев и обтянут парусиной. Количество созданных Лилиенталем планеров не знает никто. Их увозили в Англию, Америку, Италию. Один из них, подаренный самим изобретателем русскому ученому Николаю Егоровичу Жуковскому (1847-1921), был привезен в Россию и установлен в Московском университете на всеобщее обозрение. Совершив свыше двух тысяч полетов на планерах собственной конструкции, Лилиенталь погиб во время последнего своего полета 9 августа 1896 года.

 

Продолжение следует...

"О самых первых и самых-самых", Мн.: "Полымя", 1993 г.

К содержанию

 

 

    ЧТО, ГДЕ, КОГДА ПРОИЗОШЛО ВПЕРВЫЕ

 

    МЕТРО

 

    Метро было придумано лондонцем Чарльзом Пирсоном, который в 1846 году представил свой проект Королевской комиссии по делам столичных железных дорог. В 1853 году была создана компания North Metropolitan Railway Co, и со значительным опозданием из-за финансовых неурядиц в январе 1860 года на Истон Сквер был прорыт первый тоннель. Открытие четырехмильной ветки состоялось 10 января 1863 года в 6 часов утра. На линии было 7 станций, включая конечные Фаррингдон Стрит и Паддингтон, а поездка длилась 33 минуты. Вагоны имели газовое освещение, которое, по сообщениям "Дейли Телеграф", было настолько ярким, что можно было без труда читать газету. В день открытия шесть локомотивов, тянущих по четыре вагона, отправлялись через каждые 15 минут и сделали в общем итоге 120 поездок в обе стороны, перевезя за это время 30 тысяч пассажиров.

    1 октября 1868 года была открыта кольцевая линия, которая пересекалась с первой веткой на станции Сауф Кенсингтон, так что впервые появилась возможность пересесть с одной подземной трассы на другую.

    Первой электрифицированной веткой метро была лондонская линия Сити – Сауф, открытая официально 4 ноября 1890 года, когда принц Уэльский впервые совершил подземное путешествие от станции Кинг Уильям Стрит до станции Овал. Оплата на этой линии была постоянной, не зависящей от дальности поездки, и составляла 2 пенса. Сорокачетырехколесные локомотивы весом 12 тонн тянули за собой три вагона со скоростью 11,5 миль в час.

    Первая схема линий метрополитена, на которой они были обозначены разными цветами, появилась в 1908 году в результате усилий Альберта Стенлея (позже лорда Эшфилда) по объединению линий метро в единую сеть. В том же году было продано 6 миллионов экземпляров схемы

 

"Что, где, когда произошло впервые", Мн.: "Мэджик Бук", 2001 г.

К содержанию

 

 

    ЭТО ИНТЕРЕСНО...

 

    Сколько лет играют в домино?

 

    Игра, которую часто без всякого уважения называют "забиванием козла", имеет многовековую историю. Согласно древним китайским легендам, эта игра была известна на Востоке уже в XII веке. Со временем на основе первоначальной появилось еще 47 различных ее вариантов, в которых использовались как обычные черно-белые костяшки, так и разноцветные, где цветами обозначалось их достоинство. Но вот в Корее и Индии костяшки домино и по сей день используют для гадания, предсказывающего по ним судьбу. Такие костяшки священны и в принципе не должны иметь другого предназначения.

    Своим названием эта увлекательная игра, скорее всего, обязана монахам-доминиканцам. Во-первых, так называлась одежда духовных лиц – черный плащ с капюшоном. Во-вторых, перед тем, как начать любое дело, в том числе и игру, полагалось воздать хвалу Господу, которая звучала как "Domino gratias" ("Благодарение Богу") или "Benedicamus domino" ("Восхвалим Господа").

 

    Сколько энергии в мужчине?

 

    Тело человека содержит большой энергетический потенциал. Каждый грамм жира содержит в себе 9,3 ккал энергии. Этого достаточно, чтобы нагреть литр воды на 9 градусов. Взрослый мужчина в течение суток в состоянии покоя выделяет 2400 ккал. Этого хватит, чтобы вскипятить 24 литра воды. Все население Земли в виде тепла выделяет столько энергии, что ею можно вскипятить большую реку.

 

    Чем для кактуса являются колючки?

 

    Кактусы относятся к группе суккулентов. Название происходит от латинских слов "succus" – сок и "lentus" – длительный. Они – растения пустынь, поэтому, подвергаясь сильному нагреванию солнечными лучами, часто испытывают недостаток воды. Любая возможность пополнить ее запасы в периоды редких дождей используется кактусами на все 100%. Стебель суккулентных растений служит своеобразной "кладовой" для сохранения воды. А восковой налет и утолщенная кожица замедляют процесс испарения. Кактусы – единственный источник живительной влаги для многих других обитателей пустынь, и потому им всячески приходится "спасаться" от желающих утолить жажду. Именно для этого существуют острые шипы-колючки, образованные из тех же тканей, что и листья, и в них также находятся сосуды, содержащие хлорофилл. Колючки очень разнообразны по форме и цвету, но выполняют одну и ту же функцию – оборонительную. Эту особенность пустынных растений люди используют для организации живых изгородей. Кстати, многим путешественникам, заблудившимся в пустыне и оставшимся без воды, кактусы не раз спасали жизнь.

 

    Чем "разговаривают" муравьи?

 

    Муравьи имеют свой особый язык, при помощи которого они предупреждают друг друга об опасности, объясняют, где искать пищу, побуждают к сбору в муравейнике, к обслуживанию "царицы", к выкармливанию молоди. "Словами" для муравьев является не что иное, как химические вещества, называемые феромонами. Они вырабатываются экзокринными железами, то есть железами наружной секреции. Во время передвижений муравьи-разведчики оставляют следы, содержащие феромоны, причем каждой ситуации соответствует определенная их концентрация. Сталкиваясь с таким следами, рабочие муравьи получают четкую установку, что именно в данный момент им следует делать. Причем на запах феромона реагируют муравьи определенного вида. Другие виды муравьев "говорят", соответственно, на другом языке. Надо сказать, что даже мертвый муравей вырабатывает феромоны. Рабочие муравьи ухаживают за ним, как за живым. Даже его полная неподвижность не смущает сородичей. И только лишь через несколько дней запах, издаваемый продуктами разложения, побуждает их вынести его на "погост". В состав продуктов разложения входят некоторые жирные кислоты и эфиры, и если этими веществами смазать, например, живого муравья, то его обязательно отнесут на кладбище. И сколько бы он оттуда ни возвращался, этого несчастного тут же удалят обратно. Так будет продолжаться до тех пор, пока с его тела не сойдет характерный запах.

 

Журнал "Вокруг света".

К содержанию

 

 

Все, что хотите прислать по поводу рассылок, делайте это по адресу:

Halyukova2003@yandex.ru

С уважением, Маша.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное