Считается, что американец Э. Отис (1811-1861) изобрел лифт. Но это
неверно. Отис изобрел не лифт (идея тросового подъемника самоочевидна),
а устройство для его остановки при обрыве тросов. Оно состояло из двух
установленных в вертикальной шахте зубчатых реек и бегущих по ним
шестерен. Когда тросы натянуты, эти шестерни вращаются свободно, не
препятствуя движению кабины. Но стоило натяжению ослабнуть, и мощные
пружины включали тормоз, шестерни переставали вращаться, и кабина
надежно стопорилась.
Кроватная фирма «Бедстед мэнуфакчюринг компани», где служил Отис,
обанкротилась прежде, чем изобретатель сумел пустить свой безопасный
лифт. Уверенный в перспективности идеи, он организовал собственное
предприятие для производства подъемников, но продукция новоявленной
фирмы не пользовалась спросом: люди боялись пользоваться лифтами. И
тогда Отис решил драматизировать свою идею. На выставке достижений
науки и техники, проходившей в Нью-Йорке в 1854 году, он смонтировал
свой лифт, нагрузил на платформу тяжелые бочки и сейфы и стал на нее
сам. Поднявшись на 10 м, он дал сигнал помощнику. Тот перерубил тросы,
но страховочный механизм сработал надежно: кабина остановилась как
вкопанная. На следующий день все нью-йоркские газеты труби¬ли о ловком
рекламном трюке. На фирму Отиса посыпались заказы…
27 марта 1857 года в нью-йоркском магазине «Э.В. Ховот энд компани»
начал работать первый безопасный лифт Отиса, а спустя несколько лет
такими подъемниками были оборудованы многие крупные здания в Нью-Йорке,
Чикаго и других больших городах. В 1880 году на смену паровым машинам
пришли электромоторы, и лифт прочно вошел в практику домостроения. В
1890 году в Нью-Йорке был возведен 22-этажный «Уорлд билдинг»,
положивший начало строительству небоскребов. Появление таких
сооружений, как считают специалисты, стало возможным только благодаря
созданию безопасных лифтов, первый образец которых был столь
драматическим образом продемонстрирован в 1854 году.