Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Думай и действуй: мир глазами Творца! | Коклюшки с копеечками. Продолжение


Думай и действуй: Мир глазами Творца!

Коклюшки с копеечками. Продолжение


Два, нет, почти три века мало-мальски состоятельный европеец даже и не представлял себе, как это можно прожить без кружев, они считались такой же первейшей, такой же естественной необходимостью, как еда, как обувь, например, или воздух. Тогда никому и на ум не приходило, что это всего лишь мода...

По кружевам сходили с ума, на кружевах разорялись, кружевные вопросы обсуждали государственные советы, короли, кардиналы и министры. За кружева заточали в тюрьмы, били плетьми и отрубали головы.

Кружева, как утверждают, даже спасли от нищеты целый народ, целое государство - Фландрию (современную Бельгию). И хотя в конце шестнадцатого и в семнадцатом веках их производилось уже огромное количество, лучшие из них по-прежнему стоили очень дорого, и король испанский Филипп III запрещает своим подданным вообще носить кружева, дабы люди больше не разорялись на пристрастии к этому украшению.

Карл V повелевает учить в Нидерландах кружевоплетению поголовно все население. В Англии усаживают за подушки даже мальчиков. Более того, там издается строжайший трактат, в котором определяется, кому, что и как дозволено носить из кружевных изделий.

Король французский Людовик XIII, как, впрочем, и короли Португалии, Австрии и Англии, грозят заточением и даже виселицей тем, кто будет покупать и ввозить в их страны фламандские кружева, которые стали к тому времени самыми популярными и продавались по баснословным ценам.

Но угрозы помогали мало - отток золота во Фландрию был поистине катастрофическим, и тогда французский министр Кольбер нашел единственно верный выход из создавшегося положения: добился учреждения во Франции сразу нескольких крупных кружевных мануфактур, пригласив для работы на них и для обучения француженок двести мастериц из Фландрии и тридцать из Венеции.

Мануфактуры открылись в Алансоне, Седане, Валансьене, Шантильи, Аржантоне, Байи, Реймсе... Легкие, прозрачные, золотисто-желтые и черные кружева с тонкими узорами и разными мелкими "мушками" на тюлевых фонах и по сей день вырабатывают на тех старинных мануфактурах, и, как все кружева, они называются именами породивших их городов.

Начиная с семнадцатого века французские алансоны, валансьены и шантильи стали тоже очень знамениты, но славу фламандских кружев им все же не удалось затмить. Во Фландрии вообще считали и считают, что кружевоплетение родилось у них, а не в Венеции.

Во всяком случае, самое ныне распространенное плетение - на коклюшках - придумали действительно там. Главная же особенность фламандских кружев - их необыкновенная, почти воздушная тонкость и всегда очень изящный рисунок на так называемых снежных, мерцающих звездочками фонах.

На полях Фландрии и Брабанта произрастал лучший в Западной Европе лен; видимо, сказывалась их открытость влажным североморским ветрам. Но сами фламандские и брабантские крестьяне из своей тончайшей кудели никогда ничего не пряли - ни ниток, ни кружев.

Чтобы не смялась, укладывали ее аккуратными кольцами в овальные плетеные корзины и везли в Брюссель или в маленькие городки Малин и Бенш. Тесные сплошь кирпичные улицы. Кирпичные мостовые.

Дома узкие, в два-три этажа, с островерхими черепичными крышами. Окна зарешеченные, высокие, широкие, света давали много, но тепла внутри домов из-за обилия камня все-таки не хватало. Поэтому двери, ведущие с улиц прямо в комнаты, летом были все время открыты.

Возле них играли дети, возле них ставились обеденные столы, принимали гостей. А под домами устраивались глубокие подвалы. Непременно такие, чтобы в них постоянно держалась сырость, чтобы стены и низкие сводчатые потолки были липкими, а сальные свечи задыхались от влаги и вокруг них плавали бы мутные желтоватые ореолы, не способные даже поколебать густую темноту, набившуюся в углы.

Чем сильнее из этих углов несло холодом, чем быстрее человека пробирал здесь озноб, тем подвал считался лучше. Это были знаменитые фламандские прядильни, в которых работали только очень молодые девушки и девочки, иногда восьми-девяти, а чаще всего двенадцати - четырнадцати лет.

В сырости льняная кудель пропитывалась влагой, волокна становились очень эластичными и нитки можно было сучить тонкие-тонкие. Они не обрывались даже тогда, когда их почти не было видно - совсем как паутина.

Осязать, скручивать волокна в такие нитки могли лишь нежные, еще не огрубевшие детские и девичьи руки, которых с каждым годом требовалось все больше и больше, потому что слава фламандских кружев начиналась именно с этого паутинного сырья.

Из других ниток тут просто не плели. Но вы подумайте, что это значит, продержать еще не окрепшего физически ребенка в таком подвале несколько лет. Ведь кроме всего прочего, там после двух часов работы и дышать становилось трудно, и не то что ниток, а лиц сидящих в отдалении подруг-то нельзя было различить за плавающими желтоватыми ореолами...

А вы посмотрите на любое женское платье, отделанное кружевами. Даже если их совсем немного, какая-нибудь узкая оторочка - и то это платье выглядит нарядным. А если кружев побольше - воротник, жабо или манжеты, например, - уже не важен и фасон платья, оно в любом случае очень торжественно, красиво и празднично.

И чем их больше, тем больше ощущение праздника. Да вспомните мушкетеров и их наряды в обильных кружевах. Ведь право же, они воспринимаются как участники какого-то грандиозного и бесконечного бала-маскарада, хотя были всего лишь солдатами. А персонажи знаменитых полотен Рубенса, Веласкеса, Франса Гальса, Ван-Дейка...

Короли, камеристки, полководцы, врачи, торговцы, домохозяйки, шуты, пьянчужки... Разные сословия, разные лица и обстановка, но впечатление такое, словно жизнь каждого из них тоже была похожа на сплошной красивый праздник. А ведь это не так.

Жизнь в те времена отличалась средневековой грубостью, была полна нищеты, насилия и жестокости, и не только для неимущих классов... Но люди не хотели замечать этого.

Они, как и во все времена, хотели радостей, хотели чувствовать себя счастливыми и вот нашли украшения, которые как нельзя лучше подходили к любой одежде и делали каждого необычайно красивым, приносили ощущение вечного праздника. То есть каждый как бы стал носить праздники на себе.

Все стали носить... И не просто красота и нарядность, а именно праздничная красота и нарядность - вот главные свойства любого кружева, его существо. И пока люди ищут радостей, они будут увлекаться кружевами.

Источник: Анатолий Рогов. Очерк о кружевах . "Коклюшки с копеечками".


Коклюшка. Электронный журнал о кружеве

Как стирать обыкновенные кружева.

Берут цилиндрическую бутылку, наматывают на гладкую её часть кружево, прихватывают его, если кусков несколько, двумя-тремя стежками и затем покрывают куском белого муслина, который тоже пришивают.

Затем наливают в какую-нибудь посудину столько холодной воды, чтобы бутылка была покрыта ею. Прибавляют в воду кусочек простого мыла и, если кружева уж очень грязны, щепотку соды.

Всё это ставится на плиту и кипятится не менее часа. Чтобы бутылка не двигалась во время кипения, её можно насыпать песком до половины. Когда вода станет грязной, её меняют, повторяя это до тех пор, пока получится совсем чистая вода при кипении.

Тогда кружево будет чистым и, прополоскав его несколько раз в холодной воде, не снимая с бутылки, его, наконец, отпарывают, развёртывают и сушат. Как стирать тонкие кружева. Поступают совершенно так же, но так как обыкновенно эти кружева стирают реже, чем простые, то они бывают желтоваты и, от неосторожного с ними обращения, часто очень уже непрочны.

Вследствие этого, если на кружеве есть пятна или оно жирно, так что требуется очень упорная чистка, то его сначала опускают на несколько дней в хорошее прованское масло. Это делается затем, чтобы вернуть ниткам кружева их первоначальную мягкую упругость, потерянную от носки и частого беления. После этого моют кружево так же, как сказано выше.

Украсьте кружевами свои казалось бы старые вещи и вы увидите как они преобразятся! Если кто знает свои премудрости стирки или отбеливания кружевных изделий, обязательно напишите! Весьма актуально, особенно у кого старые кружева и они, как правило, все пожелтевшие.

Творчества!

Елена ramadatva@inbox.ru

Продукция
  • Экомыло
  • Шунгитовая продукция
  • Сувениры
  • Постельные принадлежности для здоровья
  • Изделия из бересты, глины, дерева
  • Принимаем заказы по e-mail: ramadatva@inbox.ru.

    Некоторые примеры работ смотрите здесь.

     

    Книги бесплатно скачать!

     

    Материалы

     

    Дистанционный курс "Внутренний Художник"

    Курс позволит тебе четче слышать интуицию, понимать свои истинные желания, а также обучиться Техникам, позволяющим реализовывать свои желания в Жизни.

    Ты поймешь, что в тебе заложено ВСЁ, чтобы видеть Мир глазами настоящего Художника и Творца. Даже если тебе кажется, что ты совсем не умеешь...

    Записывайтесь, будем рады Вам! ramadatva@inbox.ru

    Курсы на DVD-дисках

    • Для Руководителей и людей, кому интересен личностный рост
    • Для подчинённых, которые хотят понимать, как думает и действует хороший Руководитель, хотя бы для того, чтобы не попасть под "начало" к "руководителю-самодуру" и найти НАСТОЯЩЕГО Руководителя
    • Тем, кто хочет САМ стать хорошим РУКОВОДИТЕЛЕМ

    Чтобы узнать подробнее - пишите на e-mail: lenalite@list.ru

    Copyright © Елена Ярикова. Design by Татьяна Лынова, 2007-2010


    В избранное