Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Думай и действуй: мир глазами Творца! | Русский стиль. Продолжение


14 сентября 2008

Думай и действуй: Мир глазами Творца!!!



Выпуск 120

Здравствуйте. Сегодня продолжение предыдущего выпуска о русской стиле.

Скобарь, ломание или плясать веселого

Представьте каратиста, который выполняет ката (формальные упражнения) или ведет поединок на скованной льдом реке. Те, кто знаком с этим восточным единоборством, сразу поймут, что такое просто невозможно - либо у босоногого, одетого в кимоно человека начнут разъезжаться ноги, он станет поскальзываться и падать, либо ему придется одеть сапоги (можно и валенки) и принципиально изменить свою технику, которая уже не будет иметь ничего общего с каратэ.

Произойдет это по простой причине - в выпестованном в Японии стиле используются прежде всего стелющиеся вдоль земли перемещения, а они возможны, когда между подошвой ноги и опорой надежная сцепка, строго говоря - высокий коэффициент трения.

Впрочем, японская боевая система от этого ничуть не умаляется - на Окинаве, откуда пошло каратэ, ни морозов, ни снега не бывает, и поединки на льду местных жителей мало волновали. Они, молодцы, систему под себя создавали, под свое телосложение, под особенности своего климата, и вдвойне заслуживают уважения, что сохраняют и развивают родные традиции.

...На протяжении многих веков жил на Руси обычай стеношного боя. В масленицу, чаще всего на замерзшей реке, сходились парни и мужики окрестных деревень или городков и шли стенка на стенку. Нам кулачное побоище может показаться бессмысленной жестокостью, варварским обрядом. Но так судить - значит не знать отечественной истории, причин, породивших его.

Почему обычно сходились зимой и на реке? Реки были главными дорогами лесистой, заболоченной Руси. Летом по ним пролегал лодочный путь, зимой - санный. По замерзшим рекам и болотам передвигались и войска - вероятность сражения на льду была велика.

Причем исход битв решали не столько дружинники (профессиональные ратники), сколько ополченцы - простой люд, крестьяне, ремесленники. А так как войны шли почти непрерывно (редкий год на Руси удавался мирным), то каждый мужчина должен был иметь ратные навыки. Но если для дружинников умение владеть оружием служило основным способом зарабатывать на хлеб и они могли ежедневно развивать свое мастерство, то те, кто выращивал этот самый хлеб, занимался ремеслами, торговал, вынуждены были готовить себя к битвам между делом.

Жизнь заставила найти способ, как сделать мальчишку надежным воином, как поддерживать бойцовскую форму в зрелом муже, как достичь у ополченцев готовности сражаться плечом к плечу по первому зову. (Не правда ли, напоминает требования к казакам?) Так возникла традиция стеношного боя. Правила по всей Руси были почти одинаковы. Сходилась стенка на стенку, каждая могла иметь два, три, а то и больше рядов.

Бить в лицо и ниже пояса запрещалось, лежачего не трогали - ведь свои же, русские (в отличие от восточных единоборств, где добивание противника - символическое или реальное - непременное условие). Зато в грудь и живот садили без поблажек, со всего плеча. Выигрывала та стенка, которая прорывала другую.

В стеношном бою отрабатывались в основном совместные действия, чувство локтя, взаимовыручка. Все подчинялось единой цели, честолюбие удовлетворялось ее достижением, отсюда - сам погибай, а товарища выручай. Но, помимо общей слаженности, каждый стеношник должен был обладать личным умением. Для его приобретения существовали свои способы...

Профессор Ленинградской консерватории Анатолий Михайлович Михнецов уже не одно десятилетие колесит по русским деревням и городкам, собирая устные предания и песни, изучая народные танцы и обряды. Познакомившись с Андреем Грунтовским (и к этой встрече причастна "ТМ"), профессор с удивлением признал в его боевом стиле черты обрядовой пляски. На Псковщине ее называют скобарь или ломание?ломать веселого. А вообще подобный пляс встречается на всей территории, где некогда жили кривичи - союз восточнославянских племен.

Одна из версий объясняет слово "скобарь" как переделанное "псковарь", то есть житель псковского края. Мне довелось посмотреть видеозаписи, сделанные Михнецовым в своих экспедициях. Веселого ломают под гармошечный наигрыш. Мотив незатейлив, довольно ритмичен и, видно, неспроста. Постепенно танцующий, подчиняясь его ритму, входит в определенное психическое состояние.

Приплясывая скобаря, отдыхая от трудов или веселясь на празднике, человек, по сути, упражняется для кулачного или палочного боя. Под музыку же происходили и обрядовые поединки. Шли они по разным уговорам, например, до первой крови или до первого падения. Бой мог остановить гармонист (в более давние времена - гусляр), прекратив наигрыш, - у музыки в этом случае, можно сказать, была полная власть.

Перед началом ломания плясун встряхивал головой, мог взъерошить волосы. Это действие, определенные возгласы (киканье), притопывание считаются элементами древней народной магии. Человек как бы выходил из привычного бытового пространства, перебирался в другой пласт бытия. Там уже и время текло иначе, и органы чувств работали по-другому, да и вообще отношение к жизни и смерти было иным.

Поэтому внешне нескладный вроде бы танец (его не сравнить по упорядоченности и расчетливости с японскими ката или китайскими тао) служил на самом деле весьма ухищренной и действенной подготовкой к поединкам. Расслабленное тело скобаря готово было реагировать не то что на действия соперника, а даже на дуновение ветерка.

Ломание переходило постепенно в обрядовый бой (тренировочный, что ли, по-современному). Подобная схватка - реликтовое наследие тех времен, когда мужчины сражались за женщину в брачном поединке. Одно из его названий - яр.
С другой стороны, слово "яр" у славян обозначало жизненную силу и ее проявление.

Считая себя потомками Дажбога - Светоносного бога, или Ярила, они жили по солнечному календарю, а в борьбе использовали яровую силу, или энергию, которая управляется солнечным (чревным) сплетением. По восточным же традициям внутренняя энергия ци имеет своим средоточием точку в нижней части живота - даньтянь, а человеческие биоритмы подчиняются лунным циклам.

Подготовленный в обрядовом ломании мог в критической ситуации вступить и в бой ярый?до полного уничтожения противника. Тренированный боец наносил 5-6 ударов в секунду. Такая быстрота определялась принципом движений танца. Кстати, в каратэ подобной плотности ведения боя достичь практически невозможно. Дело в том, что каратистские удары в большинстве своем прямолинейны, они имеют некоторую паузу в завершающей фазе и требуют в ней максимальной концентрации силы.

Генетически имея меньший, чем европейцы, вес тела и мышечную массу, японец должен, что называется, вложиться в удар, сконцентрировать в нем всю свою мощь для достижения разрушительного эффекта (мы сейчас не говорим о "работе по точкам"). Славянину же, чтобы сбить противника с ног, отправить его в нокдаун, достаточно было и нефиксированного удара с проносом.

И лучше, если он наносится по криволинейной траектории - рука без задержки возвращается назад, в то время как другая уже приближается к цели. Высокая "скорострельность" важна в схватке с несколькими противниками, особенно при окружении ими.

Грунтовский за время ленинградской встречи не раз показывал успешное ведение поединка в подобной ситуации. Отличительные черты его стиля - это развернутая грудь, посадка головы с приподнятым подбородком, движения рук и ног таковы, что практически нет разницы между блоком и ударом. Легкое, порхающее перемещение чередуется с притопыванием, будто гвоздь вколачивается в пол. Часты повороты на 180 градусов, а то и на 360.Боксерские лапы ударов не выдерживают, рвутся, потому ленинградцы переделывают их под себя, усиливают.

Андрей, коренной петербуржец в пятом поколении, учился основам стиля у своего отца Владимира Иосифовича, а тот, в свою очередь, у одного из патриархов самбо - Анатолия Аркадьевича Харлампиева. Дед последнего, кстати, был известным смоленским кулачным бойцом - вот она, ниточка, связь с народным боевым искусством...

Продолжение следует... Читайте следующие выпуски.

До встречи.

Владлена

P.S.:

1. Есть диски по раскрытию способностей зарабатывать деньги. Зачем вам деньги??? А действительно ЗАЧЕМ зарабатывать самому, не полагаясь на "ДЯДЮ"??? Это вопрос из "Психологии успеха".

Диски ведущих специалистов по бизнес-технологиям прикладного свойства (психология успеха или как разговаривать с работодателем).

2. Могу выслать диски с информацией по методикам познания себя. Или включить нужные темы в наши заказы коллегам. Тот, кто читает Лекции - получил эти ЗНАНИЯ от ПОТОМКОВ СКОМОРОХОВ. Это Умение думать на основе Традиционной культуры (нашей, Русской), на основе именно нашего восприятия Мира, с т. зрения НАШИХ корней и той картины осознания, которая исходно является основой народа.

3. Вы можете прислать заявку на короткий сплав-семинар. Или присоединяйтесь к уже имеющейся группе или наберем еще одну. Инфо достаточно на сайте (восстанавливается когда заработает, адрес будет размещен позже в рассылке).

4. Можете заказать экологичное мыло (партии ограничены), полезное для кожи, шунгит, профессиональные фильтры, делающие воду живой (даже обычную городскую) и еще несколько видов продукции, например магнитные шарики для массажа дома, полезные для здоровья украшения и постельные принадлежности (пледы, наматрасники - стабилизируют давление и не только). Пишите - на вопросы отвечу!

По мылу присылайте заявки, особенно кто ЛЮБИТ БАНЮ! Это Очень нужная "добавка", для того, чтобы решить проблемы кожи нехимическим путем. Описание свойств мыла смотрите здесь.

5. Вы можете заказать очень красивые шахматы, шашки, нарды, доски для кухни, керамические кубки, наборы, шкатулки и др. НУЖЕН ПОДАРОК, который оценят по достоинству? Пишите на мой майл: ramadatva@inbox.ru или моему партнеру: Татьяне Лыновой t_lynova@mail.ru

НЕДАВНИЙ ОТЗЫВ: "ОБАЛДЕННАЯ РАБОТА!!!! ВОТ ЭТО РЕЗЬБА!!! Шикарный подарок! Друг был в восторге!!! МЫ дополнили эту, безусловно, уникальную вещь (нарды) прекрасным букетом и чувствовали себя королями. Прошло уже 2 месяца, в баню до сих пор берем только их, заметили даже, что пиво стали реже пить. Шеф Виталия недавно увидел и оценил, тоже хочет заказать. Благодарим за прекрасный подарок. Игорь, Дмитрий. Липецк".

 


В избранное