Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Мастера и шедевры

Выпуск № 316. 10 сентября 2011г

WWW.ERMANOK.NET

К читателю


ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДРУЗЬЯ!


Раиса Слободчикова
"Не родись красивой... или..."
<
Репродукции к рассказу можно посмотреть здесь.

Наталья Меренберг – младшая дочь Александра Пушкина


Она была действительно принцессой, так как являлась морганатической супругой принца Николая Вильгельма Нассауского . Провела полжизни за границей и не помнила своего отца, великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Да и как она могла его помнить?

Наталья Александровна родилась 23 мая 1836 года, в день, когда Пушкин вернулся из Москвы в Петербург. 29 января 1837 года Ташу вместе с тремя другими детьми внесли в кабинет поэта, и умирающий отец благословил их. Ко дню его гибели ей едва исполнилось 8 месяцев. А после несчастья ее почти сразу увезла из Петербурга мать в свое родовое имение Полотняный Завод, Калужской губернии. Там она и росла, окруженная заботами родных. Воспитывалась гувернантками, матерью. Никакие строгости и наказания не унимали ее живого, веселого характера. "Бесенок Таша" – так называла ее мать.

Впрочем, она отличалась хорошими манерами, прекрасным знанием французского и русского языков, и уже в 13 лет поражала окружающих характерной красотой, которая запечатлена на портрете известного русского художника. О ее изображении на этом портрете отзывались: "Она очень хороша и похожа на Пушкина. По крутому повороту головы и твердому взгляду можно заключить о твердом решительном характере".

Куда уж решительнее! В 16 лет, вскоре после выпуска из пансиона (уже живя в Петербурге, куда мать с детьми вернулась в 1842 году) она безумно влюбилась в графа Николая Орлова – сына главы III-го отделения, А.Ф. Орлова.

Истории замужества Натальи Александровны.


Современник Пушкина С.М. Загоскин вспоминает о взаимной страстной любви Наташи Пушкиной и графа Николая Алексеевича Орлова, который был старше ее на восемь лет.

Николай Орлов, сходивший с ума по 16-летней Таше, хотел жениться на ней. Но Орлов-отец воспротивился этому браку. считая, что дочь поэта не пара его сыну, которому готовилось блестящее дипломатическое будущее. С отчаянья, в отместку, без особой любви Наталья Александровна приняла предложение Михаила Дубельта. И в феврале следующего, 1853 года, младшая дочь поэта выходит замуж за офицера пехотного полка, сына начальника жандармов, генерала Л.В. Дубельта.

Что сказал бы ее отец по этому поводу?

Наталья Николаевна писала, что молодой Дубельт принят в ее семье как родной сын, но она долгое время была в нерешительности. Шестого января 1853 года, накануне свадьбы, она обреченно пишет П.А. Вяземскому: "Быстро перешла, бесенок Таша, из детства в зрелый возраст, но делать нечего – судьбу не обойдешь. Вот уже год борюсь с ней, наконец, покорилась воле Божьей и нетерпению Дубельта".

Генерал Петр Петрович Ланской вместе с пришедшей в полное отчаянье Натальей Николаевной, пытался отговорить падчерицу от этого союза: Дубельт-младший славился невоздержанным нравом и пристрастием к картежной игре. Они оттягивали согласие на брак как можно дольше, почти год. С присущей ей резкостью и упрямством Натали-младшая, почти ни в чем не знавшая отказа в семье, заявила матери, что та нарочно противится ее счастью... и стала мадам Дубельт.

Все получилось как нельзя хуже. Муж бешено ревновал Наталью Александровну, быть может, и бил, как ни ужасно это представить! В этом тяжелом браке Наталья Александровна родила и воспитала троих детей, умудрялась содержать один из лучших домов в столице, блистать на балах и раутах, сохраняя веселый и беспечный вид. В 1862 году супругам пришлось разъехаться. Вдове Пушкина, Наталье Николаевне тяжелая жизнь дочери, как считали все, стоила седых волос и здоровья. Муж долго не давал Наталье Александровне развода, преследовал ее. Даже явился в чешское имение ее тетки по матери, баронессы Александры Николаевны Фризенгоф, где Наталья Александровна скрывалась от него с детьми, и учинил скандал, который привел в ужас всех родных и был прекращен только благодаря решительному вмешательству барона Густава Фризенгофа, мужа тетушки Ази, как ласково называла ее Наталья Александровна...

Человеческие страсти кипят везде, и в высшем свете – тоже! Картежник и мот, необузданный скандалист, кутила, Михаил Леонтьевич Дубельт, по воспоминаниям современников, таким он был и в жизни. Мотаясь с женой по провинциальным гарнизонам, проиграл в карты все приданое жены – 28 тысяч рублей. Только в 1864 году Наталья Александровна получает вид на отдельное жительство. (Между прочим, этот документ хранился в архиве у правнучки Клотильды фон Меренберг, которая передала его в Пушкинский музей). Развод Наталья Александровна Дубельт получила только в 1868 году, будучи уже неофициально женой принца Николая Вильгельма Нассау. При разводе Наталье Александровне пришлось уступить мужу право воспитывать одну из дочерей – Анну. Он безумно любил ее и возил всюду за собою.

Наталья Александровна уже окончательно обосновалась за границей. Новый брак, в отличие от первого, был долгим и счастливым. Немецкого принца Николая Вильгельма Нассау она знала давно, они познакомились на коронационном балу Александра II. Она последовала за Николаем в Висбаден, оставив двух детей от первого брака в России в семье Ланских. Только после того как царь разрешил развод, Наталья Александровна Пушкина вышла замуж за принца Нассау.

По словам С.М. Загоскина, "В жизнь мою я не видал женщины более красивой, как Наталья Александровна, дочь поэта Пушкина. Высокого роста, чрезвычайно стройная, с великолепными плечами и замечательным смуглым лицом, она была ослепительна".

Говоря о Наталье Александровне, все современники отмечали, что она унаследовала характер отца – светлый, жизнерадостный и добрый и вместе с тем страстный, вспыльчивый и гордый. За словом она в карман не лезла. Еще и сейчас в Висбадене ходят легенды о находчивости и острословии графини.

Официально Наталья Александровна принцессой, конечно, не стала – брак был неравным. Но стараниями влиятельных родственников супруга получила титул графини Меренберг – по названию одной из крепостей, стоявшей близ Висбадена и являвшейся родовым владением принцев Нассау. Была вхожа в высшее общество, жила во дворце, превращенном позже ее стараниями в музей. В обращении была всегда приветлива и проста, одна из современниц писала о ней так: "... В большой зале становилось светлее, когда она входила". В ее дом были вхожи литераторы и музыканты, в галерее собрана редкая и богатая коллекция картин, садовые цветы знали прикосновения ее рук. Она много читала, почти на всех европейских языках, путешествовала, была отличной наездницей, это уже в породу Гончаровых.

В историю литературы графиня-принцесса Меренберг вошла как хранительница писем А.С. Пушкина к ее матери. Решив напечатать их, она обратилась к И.С. Тургеневу. Лучшего посредника при издании писем она не могла бы и найти. Духовный наследник Пушкина, продолжатель его традиций, Иван Сергеевич считал честью для себя заниматься изданием пушкинских реликвий, "одним из почетнейших фактов моей литературной карьеры", – как говорил он сам.

"В этих письмах, – замечал далее Тургенев, – так и бьет струей светлый и мужественный ум Пушкина, поражает прямота и верность его взглядов, меткость и как бы невольная красивость выражения. Писанные со всей откровенностью семейных отношений, без поправок, оговорок и утаек, они тем яснее передают нам нравственный облик поэта".

Тургенев искренне и сердечно благодарил графиню Меренберг за поступок, на "который она, конечно, решилась не без некоторого колебания", и выразил надежду, что "ту же благодарность почувствует и окажет ей общественное мнение".

Но когда в первых номерах "Вестника Европы" за 1878 год появились письма, читатели обрушили на дочь поэта не благодарность и признательность, а вскипели благородным негодованием. На сторону тех, которые находили факт публикации частных, семейных писем совершенно излишним, встали и родные братья Натальи Александровны: Александр Александрович и Григорий Александрович Пушкины. Они даже собирались вызвать Тургенева на дуэль за оскорбление чести семьи поэта!

Не надо забывать, конечно, что век еще был 19-ый и моральные ценности были все-таки немного другие. Это сейчас мы не можем себе представить истории литературы без пушкинских писем, а тогда...

Оригиналы их Наталья Александровна поначалу решила держать у себя и рассталась с ними только в 1882 году, передав их на хранение в Румянцевский музей. Да и то не все. Письма поэта к невесте остались у графини, потом по наследству перешли к ее дочери, графине Софии Торби, супруге великого князя Михаила Романова (тоже морганатической

!). Недоступность части Пушкинских архивов, принадлежащих потомкам со стороны его младшей дочери, объясняется еще и тем, что ее внуки, правнуки и праправнуки породнились не только с родом Романовых, но и английской правящей династией Виндзор. Не так-то просто рядовому почитателю таланта поэта увидеть документы, записки, дневники, альбомы. Все это находится за семью печатями с королевскими гербами.

Наталья Пушкина-Дубельт, графиня Меренберг, прожила долгую и яркую жизнь. Детей своих она учила говорить по-русски и это умение и интерес к русским корням, живой и неподдельный, сохранился и у далеких потомков.

У нее и Николая Нассауского – трое детей: две дочери и сын. Старший сын, граф Георг Меренберг (дедушка графини Клотильды), женился на дочери Александра II – светлейшей княгине Ольге Александровне Юрьевской. Дочь, Софья Николаевна, вышла замуж за великого князя Михаила Михайловича Романова и положила начало английской аристократической ветви потомков Пушкина. Средняя дочь, Александра Николаевна, вышла замуж за аргентинца Максимо де Элиа и умерла в 1950 году в Буэнос-Айресе. Именно от нее семья получила немецкую рукопись "Веры Петровны", автором которой являлась Наталья Александровна.

Обнаружила этот запыленный свиток воспоминаний у себя на чердаке Клотильда фон Меренберг, праправнучка младшей дочери Пушкина Натальи Александровны Меренберг.

Наталия Меренберг, до конца своих дней отличалась ясностью ума, большим хладнокровием и непреклонностью нрава. Она не смогла простить Российскому Юбилейному Комитету, организатору празднования столетия Александра Пушкина, не пригласившего ее на открытие памятника Поэту в Москве. Не смогла простить этого пренебрежения и не отдала Румянцевскому Музею на хранение одиннадцать писем поэта к невесте, оставив их у себя!

Она также не смогла простить высшему обществу Европы циничного, открытого неуважения.

Узнав, что по закону княжества Нассау и кодексу Великокняжеской фамилии, она не имеет права после смерти покоиться рядом с телом любимого мужа, пожертвовавшего ради нее всем, она просто велела развеять свой прах над его могилой.

Этот пункт своевольного завещания графини-принцессы, “некоронованной королевы Висбадена” был исполнен родными ее в точности. Урну с прахом Наталии Александровны доставили несколько дней спустя после кремации из Майнца, где она скончалась на вилле дочери, 10 марта 1913 года и рассыпали то, что было некогда Ею, у надгробия почившего супруга. Ни креста, ни венка, ни плиты с надписью – ничего не осталось от младшей дочери Пушкина! Графиня Меренберг, урожденная Пушкина, решила, по-пушкински, гордо, красиво, дерзко, открыто!

Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...



Это интересно

1.Домашний электронный музей шедевров мировой живописи. Множество электронных альбомов, посвященных великим мастерам живописи. В альбомах представлены лучшие картины лучших художников с возможностью распечатки, а также биографии художников. Все альбомы работают под музыку. Предоставляется пожизненный доступ к скачиванию. Количество альбомов постоянно растет. Домашний электронный музей - лучший способ приобщения к искусству живописи!

2. Мастер-класс и Видеоуроки Живописи.24 минутное Видео Мастер Класс Игоря Жданова". Это видео раскроет Вам таинство создания на чистом холсте живописного произведения. Всего за 24 минуты, мазок за мазком, прямо на ваших глазах! А также Вы сможете бесплатно получать Авторскую Рассылку "Видео Уроки Живописи", в которой шаг за шагом, мазок за мазком, Игорь Жданов проведет Вас по пути создания Вашей первой живописной работы. И Вы не только увидите, насколько это легко, Вы будете поражены своими результатами!


WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



В избранное