Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Мастера и шедевры

Выпуск № 361. 6 мая 2010г

WWW.ERMANOK.NET

К читателю


ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДРУЗЬЯ!


Раиса Слободчикова
"Не родись красивой... или..."

Репродукции к рассказу можно посмотреть здесь.

КРЕПОСТНАЯ АКТРИСА ПРАСКОВЬЯ ЖЕМЧУГОВА – ЖЕНА ГРАФА ШЕРЕМЕТЕВА


Время Екатерины II стало эпохой расцвета крепостного театра – таких театров насчитывалось более 200! Подобного в Европе не было никогда, наоборот, актерские труппы, как цыганские таборы, скитались по городам и являлись символами творческой свободы. В России же крепостные театры и оркестры стали чудовищным и циничным символом рабства. У каждого господина была своя причуда: граф Каменский обожал свой театр и во время спектакля записывал ошибки и оговорки актеров, и в перерыве зрители могли слышать, как кричит актер от боли, наказанный лично графом.

Крепостных актеров обычно держали в казармах под мелочным надзором. В любой момент их могли послать работать на конюшню или поставить на запятки кареты, а то и продать. В "Санкт-Петербургских ведомостях" можно было прочитать объявление, что "продается живописец". А. Разумовский продал Потемкину целый оркестр (50 человек) по 800 рублей за голову. Выдающийся живописец Василий Тропинин, крепостной графа Моркова, красил заборы, колодцы, а иногда прислуживал господину как лакей за столом. А уж для любителей "актерок" разницы между труппой и гаремом не было никакой.

Николай Петрович Шереметев – внук фельдмаршала Петра I и самый богатый помещик России того времени. Николай Петрович не повторил военной карьеры своих предков. Он говорил: от звона оружия и рева медных труб у него болела голова. Тяга к искусству, музыке стали его жизненным увлечением.

В Кусково – родовом имении графов Шереметевых их наследником был создан лучший в стране крепостной театр. Параша Горбунова и стала там примой Прасковьей Жемчуговой. Эту фамилию ей придумал сам барин. Как-то раз он взял список актрис и переменил им фамилии на более благозвучные. Так появились "Бирюзова", "Гранатова", "Жемчугова". А то было все как-то некрасиво: Шлыкова, Ковалева.

Неизвестно, когда Параша стала любовницей Шереметева. В народе была известна песня, сочиненная, возможно, самой нашей героиней. В песенниках начала XIX века она называлась так: "Песня Кусковской крестьянки Параши Кузнецовой-Горбуновой" – о романтической встрече вечером у лужка молодого красивого барина с прелестной девушкой-крестьянкой. Если заменить лужок сценой, то это и есть история любви Шереметева и Прасковьи Жемчуговой. Она полностью завладела его сердцем, и Николай Петрович отверг все предложения о женитьбе, которым, естественно, не было конца.

История Жемчуговой типична для крепостных актрис. Выделилась она благодаря своей природе, данному от Бога дарованию. Необыкновенные вокальные способности и артистический дар проявились в семь лет у дочки крепостного деревенского кузнеца-горбуна (отсюда две ее фамилии – Горбунова-Ковалева, иногда – Кузнецова). Девочку сразу взяли в барский дом и отдали в уникальную театральную школу в подмосковном Кусково, где ее учили пению, танцам, языкам.

Третьего февраля 1803 г. знаменитая Прасковья Жемчугова, тайная графиня Шереметева, родила сына Дмитрия, и тотчас ею овладел панический страх. Она жутко боялась, что новорожденного могут похитить…

Прасковья Ивановна, тревожилась, когда из соседней комнаты, где лежал малыш (роженица была смертельно больна), не был слышен его плач. А потом, она, охваченная паникой, потребовала от мужа, чтобы тот выставил охрану у дверей детской… Это не было истерикой. Жемчугова знала, как поступают с "бастардами" – детьми помещиков от крепостных девушек: их выносят на задний двор и отдают какой-нибудь крестьянке из дальней вотчины, и вскоре они умирают или сливаются с серой массой крепостных. Возможно, так поступали раньше и с прежними детьми Параши от графа Николая Петровича Шереметева. Но на этот раз она не молчала – ее брак с графом был тайным, но вполне законным, и родившийся Дмитрий по праву мог стать, вопреки желанию родни Шереметева, его единственным наследником. Так что Жемчуговой было чего опасаться…

Нет, нет! Муж Прасковьи – Николай Петрович не был деспотом, он был другим, господином – добрым и гуманным. Он без ума любил театр, музыку, сам преподавал актерам мастерство, подчас с виолончелью сидел в оркестре среди своих музыкантов. Да у него и актеров кормили лучше, чем у других меломанов, они получали жалованье, приличную одежду.

Она пела почти двадцать лет, исполнила около 50 партий. Успех Жемчуговой был ошеломительный. Особенно ей удавались роли в итальянских операх. Талантом крепостной актрисы восторгались все меломаны. Прасковья не была красавицей. Худенькая, болезненная, слабого сложения, она не выделялась из стайки своих подруг до тех пор, пока не начинала петь. "В минуту обаяния, которое невольно охватывает вас, – писал современник, – приобретают весь смысл и значение эта казавшаяся неправильность в овале лица, эти глаза – сильные и нежные во взоре глубоком и влажном".

Но Прасковья была не только прекрасным живым инструментом. Она явно была личностью: кроме доброты, люди видели в ней "твердость воли и силу натуры". Люди замечали также, что драматизм, с которым она играет на сцене, имеет глубокие корни в ее личной судьбе – женщины талантливой, образованной, умной, с болью осознающей себя рабыней, фавориткой господина.

Как известно, в этом-то и заключалась главная трагедия образованных рабов – будь то Шевченко, Тропинин или Жемчугова. Ведь вольную от своего господина она получила только в 1798 году. И дело не в жестокости Шереметева. Как часто бывает с подобными достойными, но очень богатыми людьми, Шереметев жил в другом, чем большинство людей, мире. Крепостное право было для него естественным элементом общества.

Некоторым он казался "избалованным и своенравным господином, незлым от природы, но глубоко испорченным счастием". Ему было непонятно значение свободы для других людей. Тогда это понимали только два человека – Екатерина II, да и Радищев.

Как-то раз крепостной Шереметева, архитектор Миронов, попросился на свободу, и граф в гневе потребовал от приказчика "вразумить его, что таким наглым и безумным способом от господина просить ничего не дозволено", приказал "покричать на него, но не наказывать телесно". А ведь мог бы, как граф Каменский, высечь его. Примечательно, что, по его завещанию (он умер в 1809 г.), он дал вольную только 22 крепостным из 123 тысяч.

Среди них не было ни одного актера. В 1800 году Шереметев решил распустить театр, и переехал в Петербург, в тот самый знаменитый Фонтанный дом. Всех актеров по его воле "распределили": мужчины были определены в швейцары, лакеи, конторщики, а девушки-актрисы были срочно выданы замуж за простых крестьян… Никто из всего блистательного театра Шереметева не получил вольную и не продолжил актерскую карьеру.

Собственно, судьба театра была решена в 1797 г., когда Жемчугова стала терять голос. И тогда Шереметев решил пойти до конца: он закрыл театр, дал Прасковье вольную, а осенью 1801 г. тайно венчался с ней в присутствии только нескольких свидетелей, затем тайные супруги переехали в Петербург.

Была ли Прасковья счастлива теперь уже, будучи законной женой графа? Кажется, она не обрела уверенности в их отношениях. Граф по этому поводу писал, что основа их семьи: "это двадцатилетняя привычка друг к другу". Жемчугова так никогда и не вышла к гостям в роли графини Шереметевой в качестве полноправной хозяйки Фонтанного дома. Брак оставался тайным до самого конца ее жизни. Вскоре после рождения сына она умерла от чахотки, а уже потом, после ее смерти, граф Шереметев Н.П. открыл тайну своего брака Александру I, и тот официально признал Дмитрия законным наследником…

Но Прасковья Ивановна никогда об этом не узнала и до последней минуты жизни боялась, как бы ее сына не похитили и не отдали в дворовые…

Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...



Это интересно

1.Домашний электронный музей шедевров мировой живописи. Множество электронных альбомов, посвященных великим мастерам живописи. В альбомах представлены лучшие картины лучших художников с возможностью распечатки, а также биографии художников. Все альбомы работают под музыку. Предоставляется пожизненный доступ к скачиванию. Количество альбомов постоянно растет. Домашний электронный музей - лучший способ приобщения к искусству живописи!

2. Мастер-класс и Видеоуроки Живописи.24 минутное Видео Мастер Класс Игоря Жданова". Это видео раскроет Вам таинство создания на чистом холсте живописного произведения. Всего за 24 минуты, мазок за мазком, прямо на ваших глазах! А также Вы сможете бесплатно получать Авторскую Рассылку "Видео Уроки Живописи", в которой шаг за шагом, мазок за мазком, Игорь Жданов проведет Вас по пути создания Вашей первой живописной работы. И Вы не только увидите, насколько это легко, Вы будете поражены своими результатами!


WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



В избранное