Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Мастера и шедевры

Выпуск № 301. 9 ноября 2008г

WWW.ERMANOK.NET

К читателю


ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДРУЗЬЯ!


Раиса Слободчикова
"Не родись красивой... или..."

Репродукции к рассказу можно посмотреть здесь.

ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ ГРИГОРИЯ ПОТЕМКИНА – МАРИЯ ЛЬВОВНА НАРЫШКИНА (ок-ние)

Последняя любовь Потемкина.


Узнав о настроении фельдмаршала, Лев Александрович Нарышкин пригласил своего друга Потемкина в свой дом развеяться в семейной обстановке, где Потемкин встретил сердечное внимание всех членов семьи.

Мягкий характер и душевная доброта Льва Александровича Нарышкина создавали в доме дружескую обстановку. Здесь всегда было много бедных родственников, воспитанниц, приживальщиц, и молодежь общалась между собой свободно, без жеманства и кокетства. Девицы и молодые люди шутили, делали друг другу проказы, мистификации, чтобы похохотать вместе.

Никто не мог сравниться с отцом семейства Львом Александровичем Нарышкиным. Он держался прямо, одевался, щегольски и никогда не выглядел усталым. Он был умен, остроумен и находчив, на его лице всегда сияла улыбка, которой он освещал весь дом. Всеми этими качествами он наградил детей: сыновей Александра, Дмитрия и дочерей; особенный поэтический талант достался младшей дочери Марии. Все дочери переняли от матери ее миловидность, изящество и, конечно, музыкальность. Род Нарышкиных отличался не только телесной, но и душевной красотой, у детей была какая-то врожденная наклонность к искусству, каждый талант находил свое развитие.
Л.А. Нарышкин любил своих детей, дорожил их спокойствием и желал им всем счастья.

Оба сына, Александр и Дмитрий, женились по любви. Дочерей, к сожалению, выдали по расчету и они не все были счастливы в браке.

После присоединения Белоруссии к России польские вельможи, князья, забросив свои имения, ринулись в Петербург в поисках милостей и должностей от императрицы Екатерины. Бракам поляков с русскими девицами и наоборот особенно покровительствовала государыня.

Поэтому три польских богача женились на трех дочерях Льва Нарышкина: граф Соллогуб – на Наталье (1762-1819 гг.), князь Понинский – на Анне (1768-1826 гг.). Сын Дмитрий женился на польского происхождения княжне Марии Антоновне Четвертинской (см. Александр I), сын Александр женился на дочери адмирала Сенявина Марии Алексеевне, воспитаннице Смольного монастыря, организованного в 1764 году императрицей Екатериной II. После окончания 12-летнего обучения получившая прекрасное образование Мария Сенявина была пожалована в 1781 году во фрейлины.

Младшая дочь Льва Александровича Нарышкина Мария Львовна (1773-?) из всех дочерей была самой яркой и талантливой личностью. Она обладала обворожительной красотой, великолепным голосом, изящной фигуркой и своими танцами сводила с ума не одного мужчину.

Самым ярким поклонником ее красоты был выдающийся светлейший князь Потемкин, прибывший в Петербург после блестящей победы в Крыму. Фельдмаршал Потемкин встретил в доме Нарышкиных теплое отношение семьи хозяина.

Приезды светлейшего князя в дом Нарышкиных стали постоянными, князь ожил, помолодел, и в свете начали серьезно поговаривать о предстоящей свадьбе. Машенька была красавицей, умной и талантливой девушкой, игрой на арфе и пением, милым голосом она завораживала всех окружающих. Поэт Г.Р. Державин, попавший тоже под ее чары, посвятил ей стихи "К Евтерпе", пророча ей "светлейшее будущее".

Пой, Евтерпа, дорогая!
В струны арфы ударяй,
Ты, поколь, весна младая,
Пой, пляши и восклицай.
Ласточкой порхает радость,
Кратко соловей поет;
Красота, приятность, младость –
Не увидишь, как пройдет.
Время все переменяет:
Птиц умолк весенний свист,
Лето знойно пробегает,
Трав зеленых вянет лист;
Идет осень, златовласа,
Спелые несет плоды;
Красно-Желта ряса
Превратится скоро во льды.
Марс устанет – и любимец
Счастья возьмет свой покой;
У твоих ворот и крылец
Царедворец и герой
Брякнут кольца золотые;
Ты с согласия отца
Бросишь взоры голубые
И зажжешь у них сердца
С сыном неги Марс заспорит
О любви твоей к себе,
Сына неги он поборет
И понравится тебе;
Качества твои любезны
Всей душою полюбя,
Опершись на щит железный,
Он воздремлет близ тебя.

О серьезном увлечении фельдмаршала было тут же доложено императрице. В один из вечеров конца апреля 1789 года Екатерина II со своей свитой навестила дом Нарышкина. После устроенного хозяйкой дома Мариной Осиповной обеда состоялась карточная игра Екатерины с Потемкиным, Сегюром и Нарышкиным.

Молодежь танцевала. Когда Екатерина уехала, началось настоящее веселье. По отзыву Сегюра, "Барышня Нарышкина сплясала казачка, затем русскую, чем привела всех в восторг. Как плавны ее движения, движение ее плеч и талии! Она способна воскресить умирающего мужчину!"

Светлейший князь, несомненно, разделял восхищение других мужчин талантами и обаянием этой девушки. Он часами беседовал тет-а-тет с юной Марией, излагая ей какую-то политическую проблему, которой был озадачен, она, вздыхая, повторяла: "Если бы это было правдой!"

Но Потемкин на брачном ложе не "вздремал", и вскоре после посещения императрицей дома Нарышкиных и после разговора с императрицей 6 мая 1789 года фельдмаршал неожиданно покинул столицу. О дне отъезда знала только одна императрица, карета которой преградила ему путь. Он вышел к императрице, они отошли подальше от людей, чтобы попрощаться. Она всплакнула и сказала на прощание, что сердцем чувствует беду. Он успокоил ее, единственную женщину, которую любил больше всего на свете. По мнению современников, они состояли в тайном церковном браке, о котором, во всей вероятности, напомнила фельдмаршалу Екатерина, и до конца их жизни никто из "супругов" не нарушил этот союз.

Можно догадаться, почему он бежал из Петербурга, и его надежда найти счастье рядом с очаровательной Марией лопнула. Он только на миг почувствовал себя свободным и счастливым. Но, увы, ему уже больше ничего не сулило, он был верен стареющей императрице и все ей прощал.

Лев Александрович не сомневался в чувствах Потемкина и радовался тому, что предстоящее замужество дочери с самым известным человеком России принесет ей счастье и огромное богатство и уважение. Но этого не случилось.

Автор монографии о Потемкине А. Г. Брикнер приводит описание пребывания Потемкина в Могилеве осенью 1791 года: "Около семи часов перед губернаторским домом остановились его сани. Из них вышел высокого роста и чрезвычайно красивый человек с одним глазом. Он был в халате и его длинные нечесаные волосы, висевшие в беспорядке по лицу и плечам, доказывали, что человек этот менее всего заботится о своем туалете... В передней губернатора произносились приветствия от сословий. Они были так же длинны, как коротки его ответы, ограничивавшиеся, впрочем, одним благосклонным наклонением головы. Затем продолжили свой путь, не доезжая Большой горы, в 40 верстах от Ясс он так ослабел, что мы вынуждены были перенести его из коляски и положить на землю прямо в степи. Здесь он и испустил дух. Ночью того же 5 октября тело покойного привезли в Яссы".

Хотя Безбородко и не являлся свидетелем последних дней жизни князя и его кончины, ибо прибыл в Яссы для продолжения переговоров о мире после смерти светлейшего, он также составил описание событий, пользуясь рассказами очевидцев. Это описание содержит ряд любопытных подробностей.

Безбородко поведал, что сам Потемкин ускорил свою кончину тем, что велел ночью открывать окна, чувствуя внутренний жар, требовал, чтобы его голову обливали холодной водой, не воздерживался в пище, отказывался принимать лекарства. Когда ему после плохо перенесенной ночи стало лучше, он велел перенести себя в большую постельную коляску, чтобы продолжать путь. Проехав несколько верст, он потребовал, "чтобы ему не дали в коляске жизнь кончить и положили на землю.

"Там он сначала потерял зрение, а затем и испустил дух. "По вскрытии тела его найдено необычайное разлитие желчи, даже, что части ее, прильнув к неким внутренностям, затвердели". Храповицкий регистрировал каждое донесение из Ясс о состоянии здоровья князя. Они вызывали у Екатерины слезы. Наконец, к пяти часам пополудни 12 октября курьер поведал о кончине Потемкина. "Слезы и отчаяние", – записал Храповицкий. Потрясение было столь глубоким, что "в 8 часов пустили кровь, к 10 часам легли в постель". На следующее утро "проснулись в огорчении и в слезах". 16 октября: "Продолжение слез". Всякое событие, связанное с именем Потемкина, вызывало у императрицы переживания и слезы.

4 декабря при чтении письма из Ясс "вдруг прыснули слезы".

6 января 1792 года был доставлен мирный трактат с Османской империей.

30 января племянник Потемкина Самойлов и граф Безбородко привезли ратифицированный Ясский договор: "всех отпустили и с Самойловым плакали".

Скорее всего, оставляя столицу и двор, Потемкин не рассчитывал на восстановление своего прежнего положения. Отчасти он, видимо, уповал на клятвы императрицы в вечной верности, дававшие, хотя и слабую, но все же надежду сохранить ее доверие и свое на нее влияние. Но более всего князь уповал на то, что в Новороссии он приобретет возможность полностью выразить себя, реализовать свои таланты государственного деятеля – ему, надо полагать, опостылела косная и однообразная жизнь двора, мелкие интриги и трата своих сил и дарований на то, чтобы ублажать императрицу.

Потемкин приобрел новое качество, и в Новороссию ехал не отверженный фаворит и не опальный придворный, а вельможа, облеченный доверием императрицы, которого на пути следования встречали и провожали едва ли не с царскими почестями: триумфальными арками, фейерверками, обедами.

Екатерина, отправляя вельможу в дальний путь, не ошиблась в нем, когда считала его верным слугой, а Потемкин не ошибся в императрице, когда рассчитывал обрести в ней покровительницу, горячо поддерживавшую все его начинания и сохранявшую при этом дружбу и привязанность, но уже не как к фавориту, а как к соратнику. Но он не доехал до места назначения и по дороге скончался.

Марии Нарышкиной не было суждено стать женой столь "державного мужа".

Побег потенциального жениха без объяснения считался позором для невесты и их семьи, но об этом никто не думал. Только через несколько лет (после 1795 г) ее выдадут замуж без любви за богатого и старого польского князя, дважды вдовца, Любомирского.

Свою судьбу Мария Львовна рассказала в сочиненных ею песнях:

Ах, на что ж было, да к чему ж было по горам ходить,
Ах, на что ж, да к чему ж было соловья будить?
У соловьюшки, у соловьюшки одна песенка,
У меня младой, у меня ж младой, один старый муж!

Ее песни несут печать большого таланта, что подтверждают современники. Она росла в семье талантливых людей, где всегда были музыка, народные песни, поездки в дальние имения, где они слушали украинские и русские песни, особенно в Курской губернии, которая славилась своими "курскими соловьями".

Поэтесса грустила о том, что у нее старый муж, она ж мечтала встретить "друга милого". Ее народная поэзия получила широкую огласку, известность, например, в одной комической опере были использованы некоторые песни Нарышкиной Марии Львовны.

Поэт Державин был тоже влюблен в Марию Львовну и написал о своих чувствах в стихотворении "Анакреон у печки"(1795).

Случись Анакреону
Марию посещать;
Меж ними Купидону,
Как бабочке летать.
Летал божок крылатый
Красавицы вокруг,
И стрелы он пернаты
Накладывал на лук.
Стрелял с ее небесных
И голубых очей,
И с роз в устах прелестных,
И на груди с лилией.
Но арфу как Мария
Звончатую взяла,
И в струны золотые
Свой голос издала, –
….
Анакреон у печки
Вздохнул тогда сидя,
“Как бабочка от свечки
Сгорю, – сказал – и я”.

О дальнейшей судьбе очаровательной и талантливой, но несчастливой Марии, дочери Льва Александровича Нарышкина, ничего не известно, но ее талант поэтессы оставил след в русской литературе.

Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...



Это интересно

1.Домашний электронный музей шедевров мировой живописи. Множество электронных альбомов, посвященных великим мастерам живописи. В альбомах представлены лучшие картины лучших художников с возможностью распечатки, а также биографии художников. Все альбомы работают под музыку. Предоставляется пожизненный доступ к скачиванию. Количество альбомов постоянно растет. Домашний электронный музей - лучший способ приобщения к искусству живописи!


WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



В избранное